Предыстория
После отмены крепостного права в 1861 году местность Дружковки и ее округи оставалась по-прежнему типично сельской: села Дружковка и Алексеевка (ныне пгт Алексеево-Дружковка), село Райское, хутор Гавриловка (в районе ЦГБ) с Гавриловским конным заводом (в сегодняшнем Горняке), деревня Николаевка (сейчас ее называют Нахаловкой), пишет "Наша Дружковка".
Реформа 1861 года не нарушила ни характер занятий крестьян (земледелие), ни их традиций и обычаев. Языком общения оставался украинский язык. На суржике говорили разве что солдаты-отставники.
Правда, реформа способствовала расслоению крестьянства. Одна часть богатела, а другая беднела. Да часть помещиков не смогла хозяйствовать в новых условиях и готова была продать свою землю.
Спрос на нее увеличился после строительства в нашей местности в 1869 году железной дороги, связавшей Курск, Харьков и Азов.
Строительство сахаро-рафинадного завода
Купить появившиеся в продаже земли решили богатые московские купцы Никанор и Иван Борисовские.
Они задумали заняться не только традиционным выращиванием зерновых и скотоводством, но и выращиванием сахарной свеклы и переработкой ее в сахар-песок и сахар-рафинад кусковой.
Дело для них было знакомое. Их отец — основатель крупной торговой фирмы «Мартелиан Борисовский с сыновьями» — владел небольшим сахарным заводом в Москве и был крупнейшим оптовым торговцем сахаром и чаем как в Москве, так и в Петерберге.
Спрос же на сахар и чай с ростом городского населения после 1861 года также возрастал.
Братья скупили в нашей местности землю от слияния рек (Торцов) до с. Алексеевки на левом берегу р.Кривой Торец и до х.Райский на правом берегу Казенного Торца — всего до 20 тысяч гектаров. Центром владений стал хутор Гавриловский с Гавриловским конным заводом. Это произошло в 70-х годах 19 века.
Для строительства современнейшего сахаро-рафинадного завода на реке Кривой Торец (сейчас территория машзавода) было организовано производство собственного качественного кирпича и извести.
Через несколько лет, в 1881 году, сахаро-рафинадный завод вступил в действие.
Работал он на угле. свекла перерабатывалась при помощи пара, а не прессов.
Завод имел два отделения: по производству сахара-песка и сахара-рафинада из этого песка и закупаемого у других заводов.
Уже в 1882 г. завод переработал около 20 тысяч тонн свеклы. Ее выращивали и в имении Борисовских и на крестьянских участках. Крестьянам платили по 12 копеек за пуд мытой свеклы. Для мытья на Казенном Торце были устроены специальные площадки. Завод ежегодно потреблял более 5 тысяч тонн угля, 9,5 тонны соляной кислоты, 8 тонн соды и много других материалов. (Подробно о сахарном заводе см. статью Сергея Абукова в «Нашей Дружковке» от 15 ноября 2006 года. — ред.)
Естественно, что Борисовские стали ходатайствовать об открытии железнодорожной станции вблизи завода. Их просьба была удовлетворена.
Станцию перенесли из села Дружковки вместе с названием, а бывшая стала полустанцией под названием Кондратьевка. В каком году это произошло, трудно сказать. На карте Бахмутского уезда 1885 года станция еще на старом месте (т.е. в сегодняшней Алексеево-Дружковке). Но в описании завода от 1888 года значится, что железнодорожная станция находится в одной версте от завода. Ж/д станцию и завод связывал мост в районе Торецкого поселка, и все перевозки осуществлялись гужевым транспортом: волами и лошадьми.
С момента открытия станции Дружковка на новом месте все вновь возникавшие поселки (яковлевка, Торецкий, Карловка, расширявшаяся Гавриловка) числились поселками при станции Дружковка. И только в 1929 году они были объединены в поселок городского типа под названием Дружковка.
Но вернемся к началу 80-х годов XIX века.
Завод стал крупным промышленным предприятием в нашей местности.
На нем работало в пик сезона 600 человек — это немало даже по нашим временам.
На заработки потянулись безземельные крестьяне из украинских губерний: Харьковской, Полтавской. Нищета привела сюда крестьян и из российских губерний Орловской, Курской…
Вот описание и Тургеневым Орловского мужика. «Он невелик ростом, сутуловат, угрюм, живет в дрянных осиновых избенках, ест плохо, ходит в лаптях».
На заводе можно было заработать от 10 до 16 рублей в месяц (при цене пуда пшеницы в 50-60 копеек).
Правда, это в том случае, если заплатят полностью. В 1884 году сезонные рабочие были уволены администрацией завода без оплаты (знакомая картина, не правда ли?).
Уволенные рабочие отказались уходить, обступили контору и требовали оплаты.Конфликт уладил приехавший из Бахмута начальник уездной полиции.
Это было первое в истории Дружковки выступление рабочих в борьбе за свои права.
С появлением сахарного завода начались и другие изменения. На заводе были телеграф, почта. В быту место украинского языка стал занимать «суржик», а национальная одежда украинцев (вышитая рубашка, свитка, кожух) стала заменяться интернациональной: европейским костюмом и пальто.
Перепрофилирование сахаро-рафинадного завода
Борисовские (народная молва окрестила их графами, хотя они не были даже дворянами), строя сахарный завод на юго-востоке Украины, крупно просчитались. Сначала прибыль была 300 тыс. рублей. Но свекла здесь дает хорошие урожаи не каждый год.
Значит завод не всегда приносил прибыли. К тому же в 80-е годы стали падать цены на сахар — «помогли конкуренты».
Крупный киевский сахарозаводчик Бродский (по свидетельству московского предпринимателя, знавшего Борисовских) подослал нанятого человека с предложением «выгодной» сделки, которая усугубили финансовое положение Борисовских.
После этого братья начали по частям продавать свое имение.
Гавриловку и конный завод продали крупному петербургскому купцу Григорию Елисееву.
Часть земель — немецким колонистам, основавшим деревни Кондратьевку (Колонну) и Николай-Полье, часть — французским капиталистам для строительства Донецкого чугуно- и сталилетейного завода.
В 1898 г. был продан бельгийским акционерам и сахаро-рафинадный завод. Бельгийцы на его базе создали Торецкий механический завод.
Дружковка стремительно превращалась в один из промышленных центров Донбасса.
Судьба Борисовских
Продажа имения не спасла братьев от финансового краха. В марте 1910 года московская газета «Коммерсант» публикует объявление об их несостоятельности.
Никанор в пожилом возрасте стал работать простым служащим на бумагопрядильной фабрике в Переяславле-Залесском (сегодня город в Ярославской области). Ему было нелегко, ведь раньше эта фабрика тоже принадлежала Борисовским.
По воспоминаниям хорошо знавшего его предпринимателя Варенцова, Никанор из гордого и надменного человека превратился в кроткого и терпеливого. Каким и подобало быть служащему.
Судьба другого брата нам неизвестна.
Здание сахаро-рафинадного завода сегодня
Оно построено из очень качественного красного кирпича и так добротно, что стоит по сей день — уже более 130 лет. Это, пожалуй, самое старое здание на территории Дружковки. В нем сейчас находятся электроцех и склады дружковского машиностроительного завода. Когда-то любитель истории родного края Ю.Ожигов высказал такую мысль: хорошо бы написать историю этого здания от начала строительства до наших дней. Действительно, хорошо бы. Дело за машзаводчанами.
КОММЕНТАРИИ