Переговоры по приднестровскому урегулированию в формате «5+2», запланированные на 10-11 апреля, не состоятся из-за невыполнения Кишиневом условия Тирасполя: отмены акцизных сборов с экономических агентов Приднестровья. Власти РМ уверяют, что правящей коалиции не хватило для этого голосов. Но, как выяснил «Ъ-MD», голосование провалилось не по техническим, а по экономическим причинам. Демократы и либерал-демократы пролоббировали внесение в законопроект, содержащий приднестровский вопрос, поправок налогового и таможенного законодательства в интересах близких к партиям бизнес-групп. В итоге документ не получил поддержки нужного числа депутатов, а переговоры сорвались.
Между тем источники «Ъ-MD» в правительстве, а также собеседники из числа депутатов правящей коалиции объясняют провал законопроекта и срыв переговоров по Приднестровью вовсе не «техническими проблемами». По их словам, документ, изначально предусматривавший отмену акцизных сборов и ряд других льгот для экономических агентов Приднестровья, позже был дополнен поправками якобы в интересах бизнес-кругов, близких к демократам и либерал-демократам. Последние, по словам источников «Ъ-MD», и настояли на дописывании законопроекта №127.
Речь идет минимум о трех поправках. Первая касается повышения акцизов для автомобилей с объемом двигателя свыше 2,5 тыс. см³. Акцизы предлагалось повысить с €2 за 1 см³ до €3,5 за 1 см³. Собеседники «Ъ-MD» в правящей коалиции рассказали на условиях анонимности, что эти изменения были предложены в интересах крупных молдавских автодилеров.
Еще одна поправка, которую предлагалось одобрить в пакете с «приднестровскими акцизами», касается внесения изменений в закон «О таможенном тарифе». Она предусматривает установление квоты на импорт тростникового или свекловичного сахара, а также химически чистой сахарозы в размере 1 тыс. тонн.
Сейчас ввоз в Молдову тростникового сахара фактически запрещен — на него распространяется режим safeguard, который направлен на защиту внутреннего рынка путем применения высокой пошлины в размере 75%. В рамках предложенной в поправке квоты сахар можно было бы импортировать по сниженному таможенному тарифу в размере 10%. Изменения также должны были зафиксировать распределения квот по двум принципам: FIFO (первый пришел — первый обслужен), а также MFN (режим наибольшего благоприятствования).
Собеседники «Ъ-MD» в коалиции говорят, что «сахарную» поправку в интересах крупных сахаропроизводителей лоббировали демократы Мариан Лупу, Андриан Канду, Валерий Лазэр, а также либерал-демократ Валерий Стрелец. На сегодняшний день на сахарном рынке работают три крупных игрока: немецко-молдавская Südzucker Moldova, польско-молдавская Moldova-Zahar и молдавская Magt-Vest. Источники «Ъ-MD» уверяют, что демократы, в частности министр экономики Валериу Лазэр, всегда внимательно относятся к проблемам и пожеланиям Südzucker Moldova. Что касается Magt-Vest, то глава предприятия Георге Магдыл и вовсе член ЛДПМ и неоднократно ее финансировал.
Знакомый с процессом разработки поправки либерал-демократ пояснил, что она позволит сахаропроизводителям импортировать сахар по льготным тарифам, фасовать его и продавать на местном рынке как собственный продукт, получая от государства возврат НДС: «Режим квотирования по принципу «первый пришел — первый обслужен» позволит компаниям со связями в правительстве постоянно получать квоты. Все остальные сахаропроизводители, как например сахарный завод в Глодянах, рискуют понести огромные убытки». Именно по этой причине, сказал собеседник «Ъ-MD», законопроект не поддержал депутат от ЛДПМ из Глодянского района Лилиан Запорожан.
Депутат Лилиан Запорожан сказал «Ъ-MD», что вопросы у него вызвала не только «сахарная» поправка, но и увеличение акцизов на автомобили и еще ряд дополнений. По его словам, квоты на сахар нужно вносить лишь в том случае, когда местные производители не в силах обеспечивать внутренний рынок, чего в сегодняшней ситуации нет. Прокомментировал депутат и автомобильные акцизы. Их повышение, уверен он, направлено не только на люксовые авто, как утверждали в пятницу авторы поправки, но и на более дешевые. Либерал-демократ пояснил, что о классе автомобиля судят не по объему двигателя, а по комплектации. «Есть люксовые авто объемом двигателя 0,9 см³ и стоимостью €20 тыс. Получается , за такую машину владелец на таможне заплатит всего €400. А если человек пригнал недорогое авто с объемом двигателя 3,2 тыс. см³, ему придется выложить примерно €11 тыс.»,— сказал господин Запорожан.
По словам источника «Ъ-MD», свои причины лоббировать «сахарную» поправку были и у Валерия Стрельца. Лидер фракции ЛДПМ является учредителем компании Bioprotect, которая специализируется на средствах защиты растений, в том числе сахарной свеклы.
Валерий Стрелец назвал обвинения в свой адрес «полной чушью», пояснив лишь, что ранее квоты на сахар устанавливали правительство и минэкономики, но сейчас было решено изменить этот механизм и предоставить это право парламенту.
КОММЕНТАРИИ