На днях депутаты Жогорку Кенеша дружно заговорили о простаивающих в Чуйской долине сахарных заводах. Это отрадно, поскольку создавая в 2010 году парламентской республику, мы обещали народу исправить все, что натворили убежавшие президенты,а депутаты в этом плане еще ничего не сделали.Но их надо поддержать, поскольку они изъявилижелание заниматься практическими делами собственного государства. Может быть, некоторые наши советы и предложенияздесь им пригодятся. Речь о трех крупнейших предприятиях, которые после некоторой модернизации технологических линий могут выпускать до 300 тысяч тонн белого сахара–во все времена являющегося стратегическим экспортным потенциалом страны. Это Ново–Троицкие и Кара-Балтинские комбинаты, а также завод «Каинда–кант». Здесь надо учитывать и судьбу земледельцев благодатной Чуйской долины, которые не первый год мечтают вернуться к возделыванию традиционного сахарного корнеплода, как было раньше. Только этого было бы достаточно, чтобы наше правительство, если надо, «лезло из кожи», чтобы запустить эти заводы, пишет "Белый Парус".
Этобудет самым благородным делом в стране. Тем более, мы давно ничего толкового для страны не делали. И мы, вместе взявшись, можем этоосуществить. В это дело мы подключим все государственные органы, следственные учреждения, прокуратуру и судебных инстанций, прежних руководителей, которые своими преступно–коррупционными решениями развалили вчера всю сахарную промышленность страны.
Как разваливали они эту отрасль – так и соберут ее. Людей мы не должны удивлять своей беспомощностью и ничегонеделанием. Когда от нас навсегда уходит целая отрасль производства, и чтобы мы здесь ничего не делали! И нет необходимости начинать эту работу с составления некой государственной программы, которую предлагают депутаты и которая не будет выполнена. Мы досыта наелись комплексными основами развития, стратегией устойчивого развития страны, социальной мобилизацией и добросовестным управлением и многими программами Акаева, которые до конца разрушили нашу страну.
Когда реальная жизнь потребовала совсем других подходов, их просто некуда было вешать. Каков был великий Дэн Сяопин, говоривший о том, что они научили китайских руководителей принимать такие решение, которые были подчинены интересам обеспечения предельно высоких темпов экономического роста конкретных отраслей, когда необходимо было убрать препятствия, которые там возникали, и только в той мере, в какой они решали актуальные проблемы развития. Он утверждал, что нет такой области управления, в которой реформы носили бы комплексный характер. Мы в Кыргызстане, и сейчас по любому случаю начиняем утверждать, что у нас нет необходимых реформ и комплексных подходов. Они у нас стали почти ругательными выражениями, и пора бы нам спуститься на землю и заниматься нужными всему обществу делами. Страна–то наша — совсем маленькая, и мы можем дать нашим людям то, что они просят.
Никаких реформ для обеспечения работы трех сахарных заводов – не нужно! Там нужны только жесткие управленческие решения, поскольку вчерашние прихватизаторы надули нас средь бела дня, обманули с модернизацией этих предприятий, не заинтересовали производителей сахарной свеклы в возделывании этой культуры, и на этом основании загубили всю сахарную отрасль страны. За это они должны нести ответственность! Если им тогда было позволено все, то сейчас нам полагается не стесняться в вопросах наведения государственного порядка в данной отрасли производства. Регулярно имитируемая новыми хозяевами возобновления работы сахарных заводов – не в счет: такая работа нас не устраивает. Мы привлекаем к ответственности и тех,кто, подписав с коррупционным кругом людей договоры о купле–продаже заводов, не потребовал, чтобы они как не выполнившие свои обязательства добровольно вернули приватизированные заводы государству. Да и Генеральная Прокуратура должна была бы по предложению правительства подать иск о признании куплю продажу не действительной по мотивам коррупции и низкой цены продажи.
Вот какие действия нужны сейчас для решения задуманного депутатами дела. При этом, любые действия правительства здесь будут хороши, и мы можем даже пойти на то, чтобы объявить реприватизацию этих объектов, — на это у правительства есть все основания. Вернув обратно в государственную собственность эти заводы, мы их теперь предложим состоятельным и профильным компаниям, которые с удовольствием начнут сотрудничать с правительством Кыргызстана. Они решат нам ключевые моменты восстановления сахарной промышленности. Будь это обязательства по модернизации предприятий, подписание долгосрочного контракта на гарантированную закупку у ассоциации производителей сахарной свеклы и другие значимые мероприятия. Представьте себе, какое положительное движение начнется в аграрном секторе и в других отраслях производства, если начнет стабильно работать указанные предприятия! Мы же можем своими практическими действиями начинать возрождать весь аграрный сектор страны. Ведь все, что выращивают наши фермеры и дехкане, претендует называться экспортной продукцией для поставки на рынок соседних стран.
Земледельцы нам говорят: почему бы на базе простаивающих машиностроительных заводов Бишкека не организовать производство простого навесного оборудования для сельхозтехники – плугов, сеялок, культиваторов, рыхлителей, плоскорезов и других, в которых остро нуждаются они? Как бы мы их не производили, они были бы нашими – отечественными. Главное, несмотря на безответственные заявления кыргызских энпэошников о не нужности нам российских производств и товаров,российские профильные заводы могут помочь нам организовать такие производства. По разумению тех же энпэошников, Кыргызстан якобы должен ориентироваться только на Запад и на Америку, как будто нас там кто – то ждет. Вот какой серьезный сдвиг произошел в общественном сознании людей! Теперь потребуется немало времени, чтобы привести его в нормальное состояние.
Когда мы в 1998 году вступали в члены ВТО, эта организация в качестве защитных мер для сахаропроизводителей Кыргызстана, оказывается, разрешаланам устанавливать до 30 процентов импортной пошлины на ввоз белого сахара. Но, вместо этого наши правительственные дельцы начали устанавливать своим компаниям государственную квоту на ввоз сахара из Китая, Казахстана, России и Белоруссии. И в результате до сих пор на наш рынок из тех стран ежегодно завозится до 100 тысяч тонн сахара, и тем чиновникам сейчас незачем забивать себе голову проблемами запуска отечественных сахарных заводов.Вот, какая история у нас с сахарной промышленностью! Мы в любом случае запустим отечественные сахарные производства, — это веление времени и возможность сполна использовать великолепные природные условия Чуйской долины, которых нет нигде.Но хотелось бы, чтобы это сделали мы сами, а не другие.
Еще один пример того, как мы ничего не умеем делать. У нас давно появились проблемы с осуждением в судах коррупционеров, не честно живущих чиновников, представителей организованной преступной группы и других, и мы все знаем, какими трудностями продвигается это дело в стране.И здесь страна давно должна былаужесточить все наши законы ипринять неотвратимые меры наказания тех судей, которые все время вносили неправосудные решения. Но мы ничего здесь не делаем. Городские, областные, межрайонные и Верховные суды у нас существуют лишь для того, чтобы пересматривать неправильные решения районных судов. Если суды первой инстанции все время выносят неправильные, заказные судебные решения, зачем их держать. Не лучше ли их сразу менять на тех, кто обеспечит нам нормальное правосудье, — мы же ежегодно выпускаем из институтов достаточное количество юристов, чтобы призвать их к этому делу, открыв им дорогуи доверив эту обязанность.
Надо же, соседний Казахстан, недавно приняв новый Уголовно процессуальный Кодекс, практически снял такие отрицательные моменты. Их кодексисключает случаи отправки расследованных судебных дел после подписания обвинительного заключения на доследование. А у нас такие доследования широко используются для освобождения преступника от правосудья.А наши высшие правозащитные органы (Минюст, Верховный Суд, Генеральная Прокуратура), возглавляя в течение 22 лет судебную реформу в стране, даже не допускает мысли, чтобы каким – то образом пересмотреть Уголовно процессуальный Кодекса Кыргызстана, который действует у нас со времен советского союза. Как же так? Неужели они думают, что Кыргызстан еще долго может прожить со своей негодной судебной практикой?
КОММЕНТАРИИ