Ранее «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщили, что на совещании в Минсельхозе с участниками рынка обсуждалось повторное ограничение цен на сахар, какое уже было принято в 2020 году. Эксперты выступают против подобного регулирования
В Минсельхозе заявили, что оценивают внутренний рынок сахара как стабильный и считают, что его не нужно регулировать. Хотя в будущем при необходимости возможно заключить ценовые соглашения, отметили в ведомстве.
До этого газета «Ведомости» сообщила, что Минсельхоз пригрозил производителям сахара снова зафиксировать цены.
По словам источников издания, замминистра сельского хозяйства Оксана Лут на совещании с игроками рынка сказала, что такой сценарий возможен, если оптовые цены в первом квартале следующего года превысят 53 рубля за килограмм. Опрошенные нами участники отрасли это опровергают и говорят, что потолок цен на сахар не обсуждался.
Поводом для встречи стал резкий рост оптовой стоимости на сахар на прошлой неделе. Она выросла на 10-15% и достигла 53 рублей за килограмм. В прошлом году цены доходили до 47 рублей. Возможно, изменения были связаны со скачком доллара. На прошлой неделе курс валюты впервые с апреля превысил 72 рубля. До этого он держался на уровне около 60 рублей. Продолжит финансовый директор сахаропроизводителя Sucden в России Глеб Тихомиров:
Глеб Тихомиров
финансовый директор сахаропроизводителя Sucden в России
«Цена 52 (рубля за килограмм. — BFM) была где-то в сентябре-октябре, потом по ходу увеличения объема производства сахара, как склады наполнялись, она опустилась, где-то до 46-47. А потом с начала декабря произошел резкий скачок, который участники рынка не могут на самом деле объяснить, это в некоторой степени похоже на тот скачок курса доллара, который тоже произошел в декабре и сейчас идет назад, и думаю, это совпадение. Возможно, была какая-то нервозность, как и на рынке доллара, кто-то перестал покупать, кто-то перестал продавать. А поскольку сейчас все привыкли работать с очень небольшими остатками, если люди прекращают покупать, а мы прекращаем давать разнарядки на отгрузку, то все эти сбои логистической цепочки влияют на цены. Я специально вчера после совещания посмотрел наши ритмы отгрузок, у нас нет больших колебаний, мы как грузили примерно 45-50 тысяч тонн сахара в месяц, так мы и продолжаем грузить. Я думаю, такая же ситуация у всех. Рационального объяснения особо нет. А насчет совещания, ни о каком потолке речи не шло, просто министерство хотело узнать у участников рынка, что происходит с ценовой ситуацией и как люди видят дальнейшее движение цены. Сейчас себестоимость очень резко выросла по ряду причин. В принципе никакой критической ситуации на рынке быть не может, тем более что в любой момент может быть задействован механизм беспошлинного импорта сахара-сырца, как уже было».
В 2020 году Минпромторг, Минсельхоз, производители сахара и торговые сети уже заключали соглашение о потолке цен на продукт, напоминают СМИ. Это произошло после того, как на рост цен на некоторые товары публично обратил внимание Владимир Путин. Но эта мера не очень эффективная, отмечают эксперты. Сразу после окончания срока соглашения стоимость сахара выросла с 36 до 56 рублей за килограмм, а в марте этого года цены на фоне искусственного ажиотажа достигли почти 90 рублей, отмечают «Ведомости». Россияне скупали продукт про запас, а некоторые производители специально удерживали сахар на складах, чтобы поднять цены.
Регулировать рынок — плохая идея, говорит ведущий аналитик сайта Sugar.ru Вадим Гомоз:
Вадим Гомоз
ведущий аналитик сайта Sugar.ru
«У нас до этого сахар падал длительное время в цене, а сейчас начал подниматься, но это обычная вещь. Понимаете, у нас сахар товар биржевой, биржевой товар имеет волатильность, и попытки административного регулирования цен и товаропотоков приводят к разным нехорошим эффектам, в частности к росту цен, к дефициту и так далее. Мы не знаем, в каком конкретном месте это выстрелит, но это нарушает свойственные рыночной экономике связи и передачу рыночной информации. Цена в рыночной экономике — это передача информации, если вы этот канал обрубаете, у вас [связь работать] перестает. Любое подобное регулирование цен работает плохо, потому что, вообще говоря, что такое высокая цена на сахар? Это стимул больше сажать сахарной свеклы. Если у нас в этом году не хватает сахара, цена на него растет, крестьяне смотрят на это дело и начинают сажать больше сахарной свеклы в следующем году, мы имеем профицит сахара уже. Но если не будет вот этих стимулов большего производства сахарной свеклы, у нас будет регулярно дефицит, эти цены будут расти. Вот что вы ни делайте при дефиците товара, цена будет расти. Поэтому не надо возмущаться тем, что цена на сахар растет, это вполне объективная причина. Мировые цены выросли. Мы же работаем не только на нашу страну, у нас рядом страны Таможенного союза, куда мы поставляем наш сахар. Они решают, покупать сахар-сырец или российский сахар. Если российский сахар дешевый, они его покупают. Они вымывают наш сахар из страны, он дорожает в стране. Это обычная экономическая ситуация, в этом нет ничего плохого, противоестественного. Я абсолютно не уверен, что что-то подобное по потолку обсуждалось на совещании. По моей информации, ничего подобного не обсуждалось. Обсуждались цены».
Эксперт добавляет, что Россия в этом сезоне, скорее всего, закроет потребность в сахаре не только внутреннего рынка, но и ЕАЭС. Урожай сахарной свеклы собрали осенью, сейчас его перерабатывают. Аналитики осенью прогнозировали производство сахара в этом сезоне на уровне 6-6,5 млн тонн, что превышает прошлогодний показатель в 5,6 млн тонн.
КОММЕНТАРИИ