«Выкопано три четверти из почти 13 тысяч гектаров сахарной свеклы, по нашим подсчетам, числа двадцатого октября уборку завершим», – сообщает Сергей Ярещенко, генеральный директор агрофирмы «Черемновская», что в Павловском районе, передает Алтайская правда.
50% – наши
Здесь он работал сначала главным агрономом, а с 2016-го – генеральный директор. И потому все знает о полях, обрабатываемых сельхозпредприятием:
– Пшеница – бренд нашего края. Гречиха – бренд. И свекла тоже, однозначно, в растениеводческой линейке нашего региона она – культура стратегическая. Ведь каждый человек утро начинает с ложечки сахара в свой кофе или чай. А половину сырья, необходимого Черемновскому сахарному заводу, единственному за Уралом, производящему этот незаменимый продукт, поставляет в переработку агрофирма «Черемновская». Еще 50% приходится на «Кубанку» (как и мы, входит в группу компаний «Доминант») и окрестных фермеров.
Уборку ранних сортов сладкой культуры в хозяйстве начали еще в середине августа, подкапывали тогда по потребностям завода. Массовая же копка позднеспелых началась 18 сентября. Эту свеклу закладывают на длительное хранение и будут возить на завод, судя по урожаю, примерно до 20 февраля. А сдали на переработку последнюю партию, подготовили технику – там уже, глядишь, и посевная на носу. Так обеспечивается почти круглогодичная занятость заводчан и свекловодов.
К слову, сейчас корнеплоды уже набрали максимальную сахаристость, содержание сахара – на уровне 18,5%. Для Сибири – прекрасный показатель. Впрочем, как и сам урожай, в среднем 480–490 центнеров с гектара.
У механизатора Александра Хижина – небольшой технический перерыв. С высоты кабины своего HOLMER он смотрится богатырем. В агрофирме Хижин работает уже
10 лет, а потому и сюрпризов сибирской осени пережил немало.
– Идеальных условий уборки все равно не будет. А нынешний сезон – благоприятный: дожди не заливают, комбайн хорошо идет. Самое сложное – это когда непогода, «развезень» мешает, транспортер без конца забивается…
Гарантий нет. Есть надежда
HOLMER, на котором работает Хижин, – один из 12 специализированных свеклоуборочных комбайнов, работающих на полях «Черемновской».
– Машины дорогущие, даже с учетом того, что мы приобрели их еще два года назад, до санкций и скачка цен. Зато и отрабатывают себя по полной программе, – явно гордится такой техникой Сергей Григорьевич. – Надежная, а если и случаются поломки, сервис выручает. Да и подходят идеально под наши традиционные технологии возделывания. Пробовали мы на своей земле применять стрип-тилл – считается, что «полосование» дает серьезный рост урожайности. Но поле полю рознь. Мы заметного увеличения не увидели и вернулись к глубокому рыхлению.
Особенность работы в свекловодческой бригаде – людей не перебрасывают с культуры на культуру.
– Одна и та же бригада на весь сезон, а на зерновых другая работает. Слишком сложны и напичканы электроникой HOLMER, – поясняет гендиректор. – Вы внутрь загляните, там кнопок – как в кабине самолета. И потому обученный работе на такой машине весь сезон остается на свекле, от посева до постановки машин в ангар. Сейчас на уборке задействованы посменно 24 механизатора плюс еще двое на погрузке. Кадры хорошие, коллектив сплоченный.
Можно ли считать итоги этого достаточно удачного для свекловодов года заделом на успех и в следующем?
– Нет, гарантий в сельском хозяйстве вам не даст никто, – констатирует Ярещенко. – Мы довольны результатом, но без кредитов все равно не обойтись. Вы же по магазинам ходите, видите, что с ценами творится. Слишком дороги нынче удобрения, запчасти, ГСМ. Литр солярки – 53 рубля, а одному только комбайну на смену 500 литров нужно. Но дорого еще полбеды. Хуже, когда импортные позиции просто пропали из закупок.
Как в условиях глобализации прожить друг без друга, без налаженных экономических связей? Вопрос, над которым бьются сейчас аграрии не только в нашем регионе. «Параллельная экономика» – понятие довольно нелепое, конечно, но такие схемы в нынешней ситуации часто становятся безальтернативными. Пока это махина импортозамещения выйдет на полные обороты! А бизнес, проросший сосудами, интегрированный в глобальную экономику, не может остановиться.
– Иногда мужицкая смекалка выручает. Когда на HOLMER случилась серьезная поломка – гидромотор полетел (а «родные» комплектующие, помимо того что подорожали, еще и исчезли из продажи), наши Кулибины поставили на комбайн… двигатель советского образца. Работает! – смеется Ярещенко.
Сложно пока и с хорошими отечественными гибридами. Работа селекционеров – небыстрая в любой стране. Невозможно им вмиг обеспечить пресловутое импортозамещение. Чтобы перестроиться, нужны годы. И потому «Черемновская» рада, что хватило ума сохранить в условиях санкций добрые партнерские отношения с Алтаем компаниям – поставщикам импортного сортового материала KWS, Strube, «Светлана», «Спартак».
свекла весьма трудоемкая культура. Требует сотен операций по мудреным схемам, включая внесение удобрений, сложных и простых, и неоднократную обработку – гербицидами, фунгицидами. И только после того, как урожай сдан в переработку, а комбайны отправлены на техосмотр, ремонт и хранение, свекловоды могут себе позволить и в отпуск сходить. Цикл, впрочем, привычный для них, доставшийся в наследство от дедов и отцов.
КОММЕНТАРИИ