Российский АПК практически не заметил кризиса, случившегося из-за пандемии. Доходы компаний растут двузначными темпами, а крупные холдинги растут быстрее рынка. Но, похоже, впереди маячит кризис перепроизводства, пишет журнал "Эксперт".
Индекс ФАО (Food and Agriculture Organization, подразделение ООН) достиг десятилетнего максимума. Продовольствие стало первой группой товаров, начавшей свой ценовой рост после всеобщего провала в 2020 году. Еще не успели достигнуть дна сырьевые товары (нефть, металлы, уголь), еще не все страны сняли локдаун, связанный с пандемией, а цены на еду резко пошли вверх. Этот рост продолжается по сей день, и сегодня стоимость продуктов в мире близка к историческому максимуму. Особенно остро это ощущается на рынке зерновых и масличных — там, где позиции российских производителей особенно сильны.
Поэтому отечественные аграрии переживают один из лучших периодов в современной истории. За последние десять лет российское коммерческое сельское хозяйство успело не только сформироваться, окрепнуть, консолидироваться, обеспечить страну базовыми продуктами питания, но и бросить вызов на экспортных рынках. Российские компании смогли подвинуть европейцев на рынке зерна: сегодня Россия экспортирует его столько же, сколько все страны Западной Европы вместе взятые — порядка 35 млн тонн. Наши компании захватывают рынок масличных культур, выдавливая Канаду, Бразилию, ЕС. Российские производители растут двузначными темпами, при этом бизнес уже давно крупный: у семи российских холдингов АПК выручка превышает 100 млрд рублей в год.
Таблица 1. Лидеры роста российского АПК в 2020 году
Рост вопреки
В 2020 году агропромышленный комплекс по упомянутым выше причинам, несмотря на острейший мировой кризис и падение ВВП России на 3,1%, продемонстрировал положительную динамику (плюс 1% выручки в сопоставимых ценах). Главные сдерживающие факторы, которые не дали вырасти еще больше, — низкие темпы роста спроса на агропродовольственную продукцию внутри страны, сложная эпидемиологическая ситуация и, к сожалению, снижение численности населения.
Объем производства сельхозпродукции в фактических ценах в 2020 году составил 6,1 трлн рублей, это на 5,3% выше показателя 2019 года при инфляции в стране 4,9%, а валовая добавленная стоимость, созданная АПК, составила порядка 4 трлн рублей, или немногим меньше 4% ВВП страны.
На рост отрасли в прошлом году повлиял хороший урожай зерновых, увеличение надоев молока и производства скота. При этом отрасль продолжала активно развиваться за счет ввода новых производственных мощностей; особенно активны инвесторы были в молочном и мясном животноводстве, а также в тепличном овощеводстве.
Крупные компании росли опережающими темпами. Если на небольшие компании влиял внутрироссийский кризис, то крупный бизнес, имеющий возможность экспортировать свою продукцию, чувствовал себя прекрасно. В прошлом году выручка 50 крупнейших компаний отрасли достигла 2,83 трлн рублей. Рост совокупной выручки вошедших в рейтинг компаний составил солидные 16,7%. Таким образом, доля компаний, входящих в рейтинг «Эксперт АПК», достигла рекордного показателя — они представляют 46% российского сельского хозяйства, дают более 400 тыс. рабочих мест в экономике страны и работают практически во всех регионах.
Сегодня, чтобы попасть в рейтинг, необходимо иметь выручку более 16,3 млрд рублей — по сравнению с прошлым годом планка поднялась на 8,3%. Эти цифры говорят о том, что бизнес в АПК укрупняется. Впрочем, тренд на консолидацию и укрупнение отрасли АПК и его опережающий рост мы отмечали еще в прошлогоднем рейтинге; в этом году можно лишь подтвердить наш прогноз.
Бизнес в АПК укрупняется. Впрочем, тренд на консолидацию и укрупнение отрасли АПК и его опережающий рост мы отмечали еще в прошлогоднем рейтинге; в этом году можно лишь подтвердить наш прогноз
Кто зарабатывает в кризис
В начале ноября китайские власти призвали граждан запасаться необходимым продовольствием перед зимой из-за дефицита овощей и проблем с поставками. Кризис продовольствия будет нарастать в ближайшее время, заявил в конце октября президент России Владимир Путин, выступая на Валдайском форуме. «В ряде государств и даже целых регионах периодически возникает кризис продовольствия, — сказал президент. — Есть все основания полагать, что этот кризис будет усугубляться в ближайшее время и может достичь крайних форм».
Переживания властей различных стран понятны. Например, фьючерс на российскую пшеницу превысил отметку 300 долларов за тонну, а цены на физическом рынке приближаются к этому уровню — в последний раз такие цены были в апреле 2014-го.
Еще острее ощущается рост цен на масличные. Соответствующий индекс ФАО вышел на исторический максимум весной 2021 года, но с тех пор цены продолжают стремительно расти. Стоимость пальмового, соевого и подсолнечного масел повышается благодаря возрождению глобального импортного спроса, особенно со стороны Индии, снизившей импортные пошлины на пищевые масла.
При этом низкий курс рубля делает привлекательными и конкурентоспособными российские товары на внешних рынках, что открывает для отечественных предприятий новые перспективы. Кроме традиционно экспортируемых товаров, таких как зерно и подсолнечное масло, отечественные компании начали активно экспортировать сахар, мясо птицы и другие товары.
В 2021 году стоимость глобального импорта продовольствия достигнет рекордного уровня 1,75 трлн долларов, следует из опубликованного в ноябре прогноза ООН. Сегодня продовольствие — один из крупнейших глобальных рынков на планете. Для примера: объем крупнейшего сырьевого рынка — нефтяного — около трех триллионов долларов, и глобальный импорт составляет около 1,2 трлн долларов. Однако если в нефти Россия один из мировых лидеров как крупнейший производитель и экспортер (доля рынка порядка 11,5%), то на рынке АПК наша страна пока карлик. В прошлом году мы экспортировали продовольствия на сумму около 29,4 млрд долларов — это около 1,5% глобального импорта.
Тем не менее рекордные цены на базовые продукты, производимые российским АПК, не могли не сказаться на финансовых результатах российских компаний. Лидеры российского рейтинга АПК: ГК «Содружество» (1-е место) — экспортирует масличные, АО «Астон» (6-е место) и ГК АСТ (22-е) — зерно, ГАП «Ресурс» (11-е) и МПК «Атяшевский» (21-е) — мясо. Все эти компании — лидеры роста в 2020 году (см. таблицу 1). Это те, кто профессионально торгует как своей, так и покупной продукцией на мировом рынке. Именно эти компании показали рост выручки на десятки процентов в прошлом году, именно они стали бенефициарами роста цен, смогли поймать заметно улучшившуюся конъюнктуру рынка и нарастить свои финансовые показатели.
Лицом к потребителю
Ответом компаний, работающих на внутреннем рынке, стала вертикальная интеграция. Крупных сделок M&A в секторе в 2020 году было немного: в кризис компании предпочитали сосредоточиться на органическом росте и повышении своей эффективности. Поэтому существенных изменений в лидерах рейтинга не произошло. Следствием этого стало углубление интеграции активов: процессы, когда набор часто разношерстных активов, работающих зачастую в разных регионах и имеющих лишь небольшой синергетический эффект, выстраивались в единую структуру, приводились в порядок. Делается это с целью логичного движения товара от грядки до прилавка в контуре одного агрохолдинга. Одним из признаков усиления вертикальной интеграции стало резкое сокращение торговых брендов — до одного-двух на крупный холдинг. Например, «Мираторг» (4-е место), «Степь» (31-е), «Звениговский» (50-е) или «Хорошее дело» (32-е), под марками которых продаются сотни различных товаров.
Производное от вертикальной интеграции — многие компании начинают позиционировать себя как единые холдинги. Вероятнее всего, это не только попытка повысить эффективность за счет синергии от объединения активов в единую производственную структуру и снижения стоимости заемного финансирования. Отчасти это и «предпродажная» подготовка — в преддверии сделок M&A или выхода на биржу. Подготовив этот рейтинг, мы можем сказать: раскрываемость информации компаниями и ее качество значительно выросли за последние несколько лет.
Тем не менее нельзя утверждать, что стратегия, предполагающая вертикальную интеграцию, дала какое-то выраженное ускорение сектору. Компании, ориентированные на внутрироссийский спрос, все-таки росли намного медленнее экспортеров, а часть из них и вовсе сокращала продажи. Впрочем, этому есть объективное объяснение: рост внутренних цен на продукты питания был ограничен, при этом издержки в отрасли продолжали расти. Так, с помощью договоренностей с бизнесом правительство в прошлом году ограничило повышение цен на сахар и подсолнечное масло, а потом и через законодательство был наложен запрет на повышение цен на широкий спектр продуктов — говядину, свинину, баранину, курятину, рыбу, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, муку, хлеб, рис, пшено, гречку, вермишель, картофель, капусту, лук, морковь и яблоки.
Важный сигнал вертикальной интеграции — выстраивание российским АПК собственных торговых сетей. Например, те же «Мираторг», «Звениговский», «Агро-Белогорье» (12-е место) под брендом «Галерея мяса». Собственная сеть продаж — попытка выйти на конечного потребителя в обход российских торговых сетей и «отъесть» маржу розницы.
Впрочем, смена стратегии продаж и монобрендирование пока удел лидеров отрасли. Параллельно в России идет «первоначальное накопление» сельскохозяйственного капитала. Результат — появление в рейтинге агрохолдингов, связанных с крупными ФПГ: агрохолдинг «Степь» — «дочка» АФК «Система», «Авангард-Агро» — «дочка» банка «Авангард», сельхозподразделение холдинговой компании «АК Барс» (49-е место).
Будущее абсолютной конкуренции
Ценовые ограничения, введенные правительством, не сильно повлияли на инвестиционную привлекательность сектора АПК. Инвестиции в развитие продолжились. «Объем инвестиций в АПК в 2020 году составил более 750 миллиардов рублей — это почти на 27 миллиардов рублей больше, чем в 2019 году. В 2021-м ожидается, что объем инвестиций незначительно, но увеличится, ждем этого», — отметил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Старт новых проектов и развитие уже действующих во многом обусловлен продолжающейся программой поддержки инвесторов. В прошлом году господдержка отрасли составила 312,8 млрд рублей. «Хотел бы отметить крайне важный синергетический эффект. В нашу отрасль государство вкладывает регулярно немалые средства, в том числе в связи с этим АПК остается инвестиционно привлекательным», — прокомментировал Дмитрий Патрушев.
Из крупных проектов, начатых в прошлом году, можно выделить строительство мясоперерабатывающего завода в Псковской области по инициативе Великолукского агропромышленного холдинга (14-е место). Инвестиции в проект составят 22 млрд рублей, а планируемый срок ввода первой очереди завода в эксплуатацию — конец 2022 года — начало 2023-го. Новый мясокомбинат будет первым на территории России заводом полного цикла — от выращивания животных до переработки мяса.
Крупнейший проект в отрасли реализует «Мираторг». В прошлом году в Курской области была запущена первая очередь крупнейшего в стране высокотехнологичного комплекса по убою и глубокой переработке свиней мощностью 4,5 млн голов в год. Общие инвестиции в проект составят более 160 млрд рублей, из них свыше 68 млрд рублей — стоимость роботизированной мясохладобойни.
Еще один проект — мясоперерабатывающий пищевой кластер в Тульской области, строящийся группой «Черкизово» (5-е место). Объем инвестиций в проект на первом этапе составит порядка трех миллиардов рублей, в регионе будет создано сто новых рабочих мест. Проект предусматривает расширение действующего производства «Компас фудс» и строительство цеха по производству полуфабрикатов.
Помимо перечисленных проектов сегодня в отрасли строится более двух десятков новых производств с объемом вложений более десяти миллиардов рублей каждое. Основной капитал идет в производство и переработку говядины, свинины, птицы. Однако есть крупные вложение и в тепличные хозяйства, переработку зерна, масличных, молока, производство сахара.
Все эти проекты говорят о том, что цена входа в сектор АПК ежегодно увеличивается. Крупные холдинги, создавая огромные автоматизированные производства, достигают предела эффективности как за счет роста производительности труда, так и за счет эффекта масштаба. Это значит, что конкуренция все больше перемещается в ценовую плоскость, а входной билет в динамично растущий сектор становится все дороже.
Таблица 3. Производительность труда в российском АПК
Не надо забывать, что импортозамещение как основной драйвер роста сектора во многом себя исчерпало. Да, в секторе есть еще свободные ниши (говядина, баранина, овощи и т. п.). Но сегодня по основным видам продукции АПК России вышла на самообеспечение. При этом количество населения не растет, его доходы стагнируют, правительство ограничивает рост цен на продовольствие внутри страны и, более того, квотирует экспорт. Все эти факторы в ближайшие годы будут сдерживать развитие российского АПК.
Да и не надо питать иллюзий. Да, экспорт азотных удобрений лучше экспорта природного газа, да, экспорт зерновых лучше экспорта удобрений, да, экспорт масла лучше экспорта семечки, но все равно российские экспортеры сельхозпродукции работают на рынках с низкими переделами — на рынках базового сырья. Но одно дело экспортировать сырье с невысокой добавленной стоимостью — зерно или растительное масло, рынки для которых открыты. Другое дело — экспорт продуктов с высокой добавленной стоимостью: молочные продукты, мясо, соусы и т. п. Стран, открытых для импорта такой продукции, в мире значительно меньше, конкуренция здесь значительно выше, качество продукции играет важную роль. Именно поэтому в ближайшие годы российский АПК на фоне мирового продовольственного кризиса может столкнуться с другим видом кризиса — кризиса перепроизводства и долгой и изнурительной конкуренцией за деньги потребителя. Рост выручки российского АПК в 2020 году позволил сектору значительно нарастить производительность труда (выручку на одного человека). Кроме того, значительно улучшилась раскрываемость показателей, как результат — появилась возможность более объективно взглянуть на выборку самых производительных компаний в секторе АПК.
Самые производительные компании сегодня (помимо традиционных лидеров трейдеров) — это производители мяса: птицы и свинины. Выручка на одного работника в этой сфере выше среднего 6,2 млн рублей на человека в год. Такой результат очевиден: мясоперерабатывающие предприятия — место абсолютной автоматизации труда, как результат — высокие показатели выручки на одного человека. Впрочем, сама отрасль ближе к сектору пищевой промышленности, нежели к сельскому хозяйству. Сегодня по производительности труда этот сектор АПК может конкурировать с черной металлургий, электроэнергетикой, угольной отраслью и существенно обгоняет такие отрасли, как машиностроение или розничная торговля.
В то же время ниже среднего производительность труда в широко диверсифицированных холдингах — работающих ближе к земле, занимающиеся растениеводством, овощами, молочной продукцией.
Производительность земельного фонда в России (выручка на один гектар земли) тоже продолжает расти. Сегодня у лидеров отрасли выручка на гектар в среднем составляет 539 тыс. рублей. Однако, очевидно, цифра искажена и сильно завышена — как за счет высокого оборота трейдинговых компаний, так и за счет компактного бизнеса животноводов. Тем не менее цифры хотя бы в первом приближении дают представление о финансовой производительности российской земли. Более адекватные цифры ближе к концу ренкинга — там представлены компании, которые в своей деятельности больше опираются на земледелие, а не на продукты переработки.
Таблица 2 Производительность земли в АПК
Кроме того, сама земля, используемая в сельском хозяйстве, имеет разное назначение. Это могут быть как пахотные земли, сады, виноградники, пастбища. Производительность всех этих типов земель будет значительно разниться.
Говоря о продуктовой производительности земли, надо сказать, что на наиболее эффективных землях сегодня Урожайность кратно превысила показатели советских времен. Например, средняя Урожайность пшеницы в России сегодня составляет 36,1 центнера на гектар. В 1990-м этот показатель составлял 19 центнеров на гектар, в 1970-м — 14,4. И с этой точки зрения интенсификация российского сельского хозяйства налицо. В то же время российские аграрии отстают от мировых лидеров, например от той же Франции, где с гектара земли собирают более 53,6 центнера зерна.
При этом гонка урожайности во всем мире продолжается. Урожайность зерновых культур в среднем ежегодно увеличивалась на 0,70 центнера с гектара, или на 1,92%. Если российские аграрии продолжат наращивать производительность земли со среднемировой скоростью, стране потребуется порядка двадцати лет, чтобы догнать Францию. При этом Франция за это время, естественно, уйдет далеко вперед.
Методика, или Что такое агрокомпания
К агрокомпаниям мы относим предприятия, имеющие на территории РФ сельскохозяйственные активы (пахотные земли, производственные мощности, скот, элеваторы, участки по выращиванию рыбы), производящие комбикорма, а также фирмы, оказывающие серьезное влияние на развитие АПК в регионах (по этой причине в список ежегодно попадают, например, «Данон Россия» и «Вимм-Билль-Данн»). Других чистых переработчиков, организации, занимающиеся торговлей сельхозпродукцией, мы из расчетов намеренно исключили. Поэтому в список не попали, скажем, Nestle, Fazer, «Прогресс», ТД «Риф». В итоговом результате многопрофильных холдингов не учитывалась выручка от несельскохозяйственной деятельности.
Комментарии
Какой по счету кризис? С 1985 по 2021 он и не прекращается