Правительство продлевает регулирование цен на масло и сахар. Предприниматели считают, что это приведет к уходу части компаний с рынка. Соглашения о сдерживании цен на эти продукты действовали до апреля, и еще две недели назад глава Минэкономразвития Максим Решетников говорил, что продлеваться они не будут. Но после правительственного совещания у вице-премьера Андрея Белоусова было решено все же оставить регулирование в силе. Рынку предстоит сдерживать цены на сахар до июня, а на масло — до октября. Готов ли к такому бизнес и каковы будут последствия? Об этом — Сергей Гусев, в эфире радио «Ъ FM».
Регулирование цен на подсолнечное масло и сахар продолжается с конца прошлого года и, видимо, рынку предстоит жить с этим еще несколько месяцев. Несмотря на все жалобы бизнеса, правительство сочло эту практику эффективной, поэтому масло в опте по-прежнему должно стоить 95 руб. за литр, а на полках — 110. А сахар — 36 и 46 руб. за килограмм соответственно.
Хотя для многих такие уровни разорительны, отмечает финансовый директор компании-производителя сахара Sucden Глеб Тихомиров: «Себестоимость сахара на краснодарских заводах из очень плохого урожая была от 40 до 45 руб. за килограмм. Аналогичная себестоимость была на многих небольших заводах центральной части России и Поволжья. Если брать большие заводы, там себестоимость, наверное, была в районе 30–32. Цена, которая сложилась в 2019-2020 годах, не позволяла осуществлять нормальное воспроизводство. Но почему-то именно эту стоимость, когда у нас сахар был самый дешевый в мире, взяли за точку, от которой отмеряют тот уровень цен, который должен быть».
Бизнесу вторят экономисты: сдерживание цен для потребителей оплатят сначала производители масла и сахара, а потом — изготовители сырья для этих продуктов.
В итоге россияне получат дефицит и того, и другого.
Не сразу, а через несколько лет, полагает директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов: «110 руб.— это розничная цена на масло рафинированное. Сейчас нерафинированное масло стоит дороже 110–115 руб., то есть цена на полке должна быть в районе 200 руб., а это огромные потери для всех производителей масла. Государство им посылает максимально четкие сигналы — не надо этим заниматься в будущем. То же самое касается, естественно, сахара. Эффект довольно простой. В ближайшие годы у нас будет дефицит масла и сахара. Это путь в сторону Венесуэлы, путь пустой полки».
Впрочем, как минимум масла в России производят куда больше, чем потребляют, поэтому риск дефицита минимален, возражает исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев: «Мы на самом деле занимали позицию, что после 1 апреля постараемся обеспечить поддержание уровня цен. И то, что сейчас соглашение продлили, в принципе нам даже упрощает эту задачу, с точки зрения взаимодействия с торговыми сетями. Мы осознаем сложившуюся ситуацию разрыва между мировыми ценами и покупательской способностью нашего потребителя и осознанно идем на эти издержки, при этом государство тоже идет нам навстречу, в частности на субсидирование производства выделено около 8 млрд руб. Мы считаем, это позволит нам с минимальными издержками дойти до нового сезона».
Впрочем, до нового сезона дотянуть смогут не все — по подсчетам центра «СовЭкон», государственные субсидии обещают быть в несколько раз меньше, чем потери бизнеса от ценового регулирования.
В этих условиях компании и сами не понимают, что делать дальше — настроения колеблются от полного принятия новых правил до готовности выходить из бизнеса. Впрочем, на фоне неурожаев и глобального спроса цены на то же масло выросли настолько стремительно, что если государство не решит этот вопрос, то это сделает сам рынок, говорит управляющий партнер «Новосибирскхлебопродукта», вице-президент «Опоры России» Николай Дунаев: «80% переработки в руках 7–10 крупных холдингов. Вызвать 10 человек на ковер и сказать: "Давайте мы не будем ссориться, надо делать вот так",— технически можно. Хорошо ли это? Плохо. Это не может продолжаться долго.
Но именно на панике, на пандемии, на наложении обстоятельств рынок масла в два раза вырос.
Все на этом хорошо заработали. По законам рынка будет откат, это будет корректироваться принудительными мерами, жесткими падениями рынка, новыми урожаями, это вопрос уже на самом деле третий».
И производители, и ритейл несколько месяцев пытались подсказать правительству менее болезненный способ сделать продукты доступнее для россиян — просто помочь деньгами беднейшим из граждан. Но власти не стали обсуждать такую опцию. Собеседники “Ъ FM” на рынке говорят и о другом варианте — продавать продукты из государственных резервов, сбивая цену. А во время низкого спроса, наоборот, пополнять эти фонды. Но, очевидно, схема с регулированием пока кажется кабинету министров более эффективной.
КОММЕНТАРИИ