Скажем сразу, сначала это должен был быть обзор цен перед 14 февраля - Днем Влюбленных. Но когда разговор дошел до причинно-следственных связей, все стало гораздо серьезнее.
Дело в том, что еще в октябре прошлого года производители хлеба начали бить тревогу, что продукция будет непрерывно дорожать, ведь цены на зерно, сахар и другое сырье стремительно растут. Например, с начала 2020 года до октября лишь стоимость пшеницы увеличилась на 40%.
Председатель ассоциации "Укркондпром" Александр Балдынюк отмечает, что в кондитерской отрасли ситуация не менее критическая и может ухудшиться. Українські Новини расспросили эксперта, почему так происходит и чего ждать в будущем.
Как изменились цены на кондитерскую продукцию за прошедший год?
По ценам, прогноз, к сожалению, неутешительный. Хотя цены на сладости росли в прошлом году и относительно небольшими темпами (на 4-5% совокупно за 2020 год), но этот рост обеспечивался в основном в последние месяцы года. В начале 2021 даже сверхвысокая конкуренция в отрасли и открытость Украины для "сладкого" импорта не сдержали скачок цен на кондитерские изделия.
Только за полтора месяца с начала года цены на кондитерку выросли на 10% (мучная группа - почти на 12%), некоторые ассортименте группы - даже на 20-22%.
Что повлияло на ситуацию?
Мы всегда говорили, что сильной стороной нашего пищепрома есть мощная национальная аграрная сырьевая база. На сегодня этот тезис уже не является правдивым.
Примерно с середины 2020 года началось своеобразное безумие с ценами на сырьевую продукцию агропромышленного комплекса. В течение последних нескольких месяцев внутренние цены на пшеницу, рожь, кукурузу и т.д. выросли по всем позициям практически в 2 раза: с 3,7-4,7 тыс. гривен/тонна до почти 9 тыс. гривен/тонна. Еще несколько месяцев назад мука стоила дешевле, чем сейчас стоит зерно, из которого оно производится.
Только за первые две недели этого года цена муки “прыгнула” на 1-1,4 тыс. гривен/тонна и превысила отметку 12 тыс. гривен/тонна. Причем, иногда цена на муку повышалась дважды в течение одного дня.
Сахар вообще "взлетел" с 11 тыс. гривен за тонну до 17 тыс. гривен всего в течение одной-двух недель в сентябре 2020 года. Сейчас сахар стоит уже 21 тыс. гривен/тонна, и цена на него продолжает расти.
Внутренние цены для украинских производителей масла вдвое, а то и больше, превышают цены, по которым осуществляется экспорт семян, но и по таким ценам продажи украинским маслодобывающим предприятиям сдерживается.
А еще надо учесть повышение цен на электроэнергию, газ. В частности, стоимость газа в январе выросла на 50% к среднегодовой цене 2020 года.
Конечно, все это сказывается на ценах на пищевую продукцию в целом, и на кондитерку - в частности. Например, только за счет роста цен на сахар себестоимость карамельной продукции в Украине выросла на 10-15%. Некоторые единицы ассортимента уже сегодня производятся с нулевой или отрицательной рентабельностью.
Таким образом, инфляционное давление цен на сырье последние полгода являются очень тяжелыми для переработчика, в т.ч. и в кондитерской отрасли. Причем, цена на агросырье, а затем и на ингредиенты для производства кондитерки, хлебобулочных изделий, мороженого и т.п., в Украине выше, чем в соседних странах, и доступ к ней - сложнее. Как это ни странно, но сейчас, с этой точки зрения, выгоднее производить сладости, например, в странах ЕС, чем у нас.
Не проблема, когда стоимость сырья растет постепенно и невысокими темпами. Убийственным для производителя является резкое повышение цены на значительные проценты.
Что, по вашему мнению, стало толчком к такому росту цен на сырьевых рынках?
Причины разные. В частности, это и мировые тренды роста цен на сырье АПК в условиях неясных прогнозов дальнейшего влияния пандемии на мировую экономику. Украина повторяет мировые сырьевые ценовые тренды, но с нашей внутриукраинской спецификой. Например, цена на сахар в Украине несколько месяцев является на 30-40% выше мировых цен. Можно было бы импортировать сахар, но мешает запретительная пошлина.
Цена на зерно в Украине тоже выше мировых цен. Многие страны предусмотрительно закупают пшеницу, рожь, масло и пополняют свои госрезервы, заботясь о вопросах продовольственной безопасности. Потом они будут осуществлять товарные интервенции, смягчая ценовые диспропорции на внутренних рынках. Мы же наоборот, радостно экспортируем миллионы тонн зерна. Зато, в Украине недавно принят закон, которым вообще отменена возможность применения товарных интервенций, а госучреждение "Аграрный фонд", которое должно было этим заниматься, - расформировано.
Поэтому в Украине, хотя по официальным балансам есть профицит зерна, внутренняя цена держится на очень высоком уровне, и даже при такой цене купить на рынке зерно трудно. Зерновики за счет высоких экспортных цен получили достаточно оборотных средств, чтобы занимать выжидательную позицию на рынке, воздерживаться от продажи зерна, надеясь, что завтра цена еще больше возрастет. Элеваторов в Украине хватает, хранить есть где.
Непростым является сотрудничество с торговыми сетями в Украине, что тоже влияет на цены, которые потребитель видит на продукцию на полке. Вероятно мало кто знает, но растут сроки расчетов. Некоторые торговые сети рассчитываются через 75-80 дней после получения партии продукции. При том, что оборачиваемость сладостей в сетях составляет, ориентировочно, 20 дней. То есть вы поставляете уже четвертую партию в сеть, а она только за первую рассчитывается. Кроме того, сети, кроме наценки, требуют от поставщика платить им бонусы, покупать у торгсети различные, так называемые, услуги, которые поставщику не очень нужны, но их покупка является обязательным условием поставок в сеть. Стоимость таких услуг может достигать 30% от стоимости контракта. Конечно, производитель должен закладывать стоимость этих расходов в цену.
Каким был объем продаж кондитерки в 2020 году, учитывая сложные обстоятельства?
Рост цен не может не сказаться на объемах реализации. 2020 года падение производства сладостей составило 28 тыс. тонн, или 4%, если сравнивать с 2019 годом. Причем, падение внутреннего потребления было еще больше - 34 тыс. тонн.
Разница между этими объемами обеспечена незначительным ростом экспорта. 2020 года сохранился рост экспорта 2%, он снабжен ранними периодами года, а также дает определенный результат многолетняя работа отрасли по выходу на новые рынки. Зато на традиционных рынках за год мы наблюдаем значительное падение экспорта. В целом, у нас экспортные позиции несколько ухудшились, потому что наши конкуренты в других странах закупают сырье дешевле.
Кроме того, уменьшается количество компаний, вовлеченных в экспорт крупных партий товара. Если в прошлом году в Украине насчитывалось 50 кондитерских компаний, которые экспортировали не менее полутысячи тонн, то в 2020 году таких было лишь 30.
Ситуация может ухудшиться и на внутреннем рынке, где ранее у украинской кондитерки почти не было серьезных конкурентов даже после введения ЗСТ с ЕС - из-за лучшего соотношения цена-качество потребители обычно выбирали украинскую продукцию. В условиях роста стоимости продукции, есть риск, что выбор потребителей может сместиться в сторону импорта.
Какой тогда ваш прогноз на текущий год?
Прогноз зависит от ситуации на сырьевых рынках. Если правительство наконец-то повернется лицом к национальному производителю пищевой продукции и сможет ввести предохранители ценовых диспропорций на внутреннем рынке, то ситуация может выровняться. Мы не вернем прежний уровень цен, но хотя бы сдержим их значительный рост. Конечно, речь идет не о ценовом регулировании или торговых ограничениях. Есть рыночные механизмы.
Однако на сегодня я не вижу со стороны правительства не только действий, но даже понимания того, что нужно делать. Это приводит к тому, что Украина закрепляет за собой статус аграрно-сырьевого придатка, ослабляя позиции переработчиков.
Такая ситуация может серьезно ударить по экономике страны и ослабить курс национальной валюты. Нанося удар по внутренним переработчикам, государство лишает себя значительной доли экспорта с высокой долей добавленной стоимости, который был источником поступлений валюты в страну. В свою очередь рост цен на продовольствие внутреннего производства будет способствовать наращиванию объемов импорта по этим товарным позициям, которые на внутреннем рынке традиционно потреблялись отечественного производства. Это также негативно отразится на рынке труда, ведь в перерабатывающих отраслях рабочие места будут сокращаться, а в сырьевой сельхозотрасли зарплата традиционно ниже, а рабочие места - часто сезонные.
КОММЕНТАРИИ