На встрече с членами Совета Федерации об этом рассказал глава правительства Михаил Мишустин. Одним из первых в парламент должен быть внесен новый закон о плодородии земель сельхозназначения, который «стоит на особом контроле», сообщает Бизнес.Ру.
Говоря о госпрограмме вовлечения сельхозземель в оборот, Мишустин отметил, что программа доработана Минсельхозом РФ и уже внесена в кабмин. «Сейчас Минсельхоз и Минфин уточняют объемы и источники бюджетного финансирования. Как только закончат — мы сразу же <...> реализуем это», — рассказал сенаторам председатель правительства России.
Кроме того, по словам Мишустина, «готовится целый пакет законопроектов, в том числе о землеустройстве, о предоставлении земельных участков фермерам без торгов, а также о признании невостребованных земельных долей муниципальной собственностью». Глава кабмина подчеркнул, что в России очень много заброшенных земель, права на которые должным образом не оформлены.
«Я уверен, что чем четче мы будем видеть связь субъекта права с объектом недвижимости через правовую систему со всеми ограничениями и обременениями, тем нам легче будет стимулировать развитие территорий, территориальное планирование. Думаю, что мы в ближайшее время этот комплекс законопроектов завершим и представим в Думу»,— Михаил Мишустин Председатель Правительства Российской Федерации
Как пишут «Известия», Минсельхоз в рамках борьбы с этой проблемой предлагает ввести термин «бесхозяйная земля». Такими будут считаться участки, собственники которых неизвестны или отказались от права собственности, а также земли, которые к 2025 году не будут зарегистрированы в Едином государственном реестре прав недвижимости. Право на такие участки муниципальные власти получат через суд, но по упрощенной процедуре, присутствие собственника для этого не потребуется.
Кроме того, в ведомстве предлагают разрешить признавать выморочным имуществом земли, собственник которых умер, а наследники не объявляются либо отказались от наследования, и предусмотреть отдельные механизмы для земли, находящейся в долевой собственности.
Общая площадь пустующих сельскохозяйственных земель в России сегодня составляет, по разным оценкам, до 40 млн га. Данные сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 2016 году, позволяли говорить почти о 17,7 млн га, принадлежавших сельхозпредприятиям, но не востребованных ими. По данным Минсельхоза, озвученным ведомством в 2021 году, к 2019-му их площадь составляла около 15,3 млн га.
«Всегда есть маргинальные земли, которые выводятся из обращения, когда их становится невыгодно использовать. В советское время существовала установка, в рамках которой старались распахать всё вплоть до полярного круга. Когда страна перешла к рыночной модели, естественно, много такой земли оказалось маргинальной, то есть просто экономически неэффективной»,— Евгения Серова, директор по аграрной политике НИУ ВШЭ
Вице-премьер Виктория Абрамченко на совещании в Кремле предложила упростить порядок изъятия заброшенных участков у собственников (речь, прежде всего, шла о колхозных долях, которые оставались невостребованными последние 25 лет) и дать муниципалитетам право сдавать подобные участки в аренду действующим сельхозпроизводителям. Президент Владимир Путин с этими доводами согласился, назвав вопрос с пустующими землями «перезревшим».
Как считает начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко, целесообразнее всего возвращать в оборот сельхозземли освоенной части Европейской России, а также регионов, где активно развивается экспортная инфраструктура. К первым можно отнести Нечерноземье, где вполне просчитываются проекты выращивания культур умеренного климата и кормовых ресурсов (например, лен, рожь, бобовые на сено). Развитие портов Каспия может повлечь за собой возврат в оборот земель Поволжья (выход к Волге для дальнейшего экспорта), где можно выращивать и традиционные для российского экспорта зерновые и масличные культуры. «Необходимо отталкиваться от потребностей каждого региона и просчитывать, принесет ли ввод земель (и под какие культуры) устойчивую эффективность», — убежден генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
КОММЕНТАРИИ