Почему госрегулирование цен на продукты невозможно в России - аналитика «Реального времени

Главы федеральных Минсельхоза, Минэкономразвития и Минпромторга представят правительству России свои предложения по мерам сдерживания цен на продукты питания. Такое поручение дал премьер-министр Михаил Мишустин после того, как президент Владимир Путин раскритиковал кабмин за бездействие в ситуации с резко подорожавшими базовыми продовольственными товарами — да и еще в преддверии Нового года. Почему эксперты считают, что чиновники выбрали неверный путь решения проблемы, как ситуация с ценами развивается в Татарстане и какие меры могли бы быть наиболее эффективными — разбиралось «Реальное время».

Недопустимый рост

В ходе совещания по экономическим вопросам в минувшую среду президент России Владимир Путин обратил внимание на недопустимый рост цен на базовые продукты питания. Речь шла о сахаре, подсолнечном масле, муке, макаронных изделиях, хлебе и хлебобулочных изделиях.

Отметим, что согласно подсчетам Росстата, с января по ноябрь сахар подорожал на 71,54%, подсолнечное масло — на 23,78%, макароны — на 10,45%, хлеб — 6,34%. За прошлый месяц эти товары в среднем по стране стали стоить на 8,9%, 7,4%, 1,3% и 0,9% больше соответственно.

По мнению главы государства, произошедшее «нельзя объяснить пандемией». Причина заключается в «динамике цен на мировых рынках и попытке подогнать внутренние цены под мировые, а также использовать экспортные возможности». Также президент спросил главу Минсельхоза Дмитрия Патрушева о показателях самообеспеченности по основным продуктам.

— Смотрите, как бы у нас не получилось, как в Советском Союзе было. Помните, как тогда говорили? Говорили так: «В Советском Союзе есть все, только не всем хватает». Но тогда не хватало, потому что дефицит был. А сейчас может не хватать, потому что у людей денег недостаточно для приобретения определенных продуктов по тем ценам, которые мы наблюдаем на рынке, — предостерег Путин.

Открывшееся на следующий день заседание правительства РФ началось со взбучки от премьер-министра страны Михаила Мишустина. Он отчитал чиновников из ФАС, Минпромторга, Минсельхоза и Минэкономразвития из-за роста цен на продукты, а затем потребовал подготовить к понедельнику предложения по сдерживанию цен.

— Если президент нам указывает на сложившуюся ситуацию, значит, работа всех перечисленных мною структур и их руководителей дает сбой, который необходимо устранить, — заявил глава правительства.

За масло — не более 110 рублей, за сахар — не более 45 рублей

Получив хорошую встряску, с заявлением оперативно выступил глава федерального Минсельхоза Дмитрий Патрушев, заверивший, что «в настоящее время министерство совместно с отраслевым сообществом и заинтересованными органами власти прорабатывает комплекс необходимых решений, которые позволят оперативно стабилизировать ситуацию с ценами на основные социально значимые продукты».

— Ряд мер уже приняты и в ближайшее время начнется их реализация. Например, с 9 января 2021 года в России вводится пошлина на экспорт подсолнечника. Таким образом, мы избежим дефицита сырья на внутреннем рынке и обеспечим переработчиков необходимыми объемами семечки по доступным ценам. <…> Представители сахарной отрасли уже подтвердили готовность минимизировать отпускные цены и не допустить их необоснованного роста. Аналогичное решение приняли и маслозаводы, которые уже сейчас, превентивно начнут снижать цены на свою продукцию, — отчитался министр.

На этом фоне в России заговорили о том, какие именно решения могут быть приняты в сложившейся ситуации. К примеру, появилась информация, что власти уже рекомендовали бизнесу придерживаться определенного уровня розничных цен на подсолнечное масло и сахар: не более 110 рублей (за литр) и 45 рублей (за килограмм) соответственно. Представителей отраслей и торговых сетей якобы также попросили установить оптовую цену на масло в размере 95 рублей за литр, на сахар — 36 рублей за килограмм. Ряд экспертов предполагают, что уже на этой неделе производители продуктов питания и торговые сети могут подписать соглашение, договорившись о сдерживании цен.

Что произошло с ценами в Татарстане

В нашей республике, по официальным данным, по итогам ноября инфляция составила 0,8%, с начала года — 3,9%. В прошлом месяце цены на продукты выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 1,5%, с начала года — на 5,2%. Непродовольственные товары за ноябрь подорожали на 0,6%, с января — на 4,4%. Цены на услуги увеличились на 0,2% в ноябре и на 1,5% с начала года.

Причины подорожания продуктов в Татарстане взялись объяснить в Минсельхозпроде РТ. Речь шла о ценах на подсолнечное масло, пшеничную муку и сахар.

По словам замминистра Наиля Залакова, повышение цен на сахар ощущается как значительное, поскольку в прошлом году произошло резкое падение оптово-отпускных цен до 20 рублей. Максимальные оптово-отпускные цены в 2020 году были на уровне 44 рублей за килограмм, сейчас цены снижаются. Во избежание подобных ситуаций в республике в следующем году планируется увеличение посевных площадей до 54 тыс. гектаров.

Подсолнечное масло подорожало из-за дефицита сырья на российском рынке и ростом закупочных цен на маслосемена. Средняя оптово-отпускная цена впервые за данный период выросла до 80,7 руб./кг без НДС.

Повышение цен на муку также связано с повышением цен на зерно — цены на пшеницу третьего класса увеличились на 33%, по муке — на 23%. Для удержания резкого повышения цен на хлеб республика выделяет субсидии на возмещение убытков хлебопекарным предприятиям. Однако последние в этом году все равно повышали стоимость своей продукции, в результате выяснением этой ситуации сейчас занимается УФАС по РТ.

Как рассказала «Реальному времени» руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова, Рустам Минниханов держит на контроле вопрос продуктовых цен и «регулярно получает очередной срез», при этом он объективно не имеет полномочий для того, чтобы издавать какие-либо указания или распоряжения в части ценообразования, поскольку эту сферу регулирует федеральное правительство.

— Круг ответственных лиц достаточно четко обозначил премьер-министр страны — речь идет о федеральных органах власти. Также есть большое количество сетевых магазинов, которые не являются государственными и не находятся в ведении тем более руководителя субъекта. Даже Михаил Мишустин в недавнем выступлении отметил, что с сетевиками «надо разговаривать» — то есть они тоже не могут принять в отношении них никаких документов. Наша роль здесь заключается в том, что мы на своем уровне отслеживаем то, что происходит. Когда началась пандемия, президентом республики было дано поручение сформировать рабочую группу, в которую входили представители Минпромторга и Минсельхозпрода, кураторами выступили два профильных вице-премьера. Стояла задача по недопущению резкого роста цен в период пандемии на товары первой необходимости, — комментирует Лилия Галимова.

Динамика по крупнейшим казанским сетям

Для того, чтобы дополнить общую картину, аналитическая служба «Реального времени» подготовила свежий срез по ценам на продукты, сравнив, сколько стоит продуктовая корзина на 11 декабря текущего года в крупнейших сетях Казани: «Бахетле», «Пятерочке», «Магните» и «Эдельвейсе».

Помимо этого, мы отследили динамику цен за последние полтора месяца, начиная с 26 октября текущего года, а также за год — с ноября 2019 по ноябрь 2020. Примечательно, что годовой темп прироста по сахару достигает почти 80%, по растительному маслу — около 40%, по муке — порядка 26%. Однако в последнем случае стоит учесть, что в ходе исследования менялись марки продукции, что хоть и незначительно, но все же влияет на цену.

«Я в этом году себе туфли не купил — все уходит на питание»

Рост цен на базовые продукты заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев связывает с «соотношением доллара к рублю». Также собеседник нашего издания предполагает, что «тот урожай, который показывает Россия, не соответствует действительности и несколько завышен».

— И Татарстан, и Российская Федерация в пределах своих возможностей помогают решать проблемы сельхозников. Подчеркну, что от последних нет каких-то больших проблем, поэтому надо смотреть на тех, кто закупает и перепродает. Люди, которые зарабатывают деньги на продовольствии, решая только свои проблемы — это непозволительная роскошь, — высказался депутат. — В целом сегодня питание занимает большую часть в затратах граждан. Могу судить по себе: я в этом году себе туфли не купил. И у других с распределением затрат, думаю, так же.

В свою очередь, директор аналитического центра «Совэкон», ведущий российский эксперт в области исследований в сельском хозяйстве и пищевой индустрии, член экспертного совета при Минсельхозе РФ Андрей Сизов считает, что на общую ситуацию повлияли «цены на мировом рынке, девальвация рубля, а также то, что в прошлом году очень сильно упали цены на сахар из-за рекордного урожая», при этом ограничивать и сдерживать цены, по мнению эксперта, неправильно.

— Непонятно, какие вообще для этого могут быть юридические обоснования. Рано или поздно, если придерживаться такой тактики, это приведет к тому, что у нас не будет, ни сахара, ни масла, ни туалетной бумаги, как в Венесуэле. В краткосрочной перспективе это даст сигнал для бизнеса к тому, чтобы не заниматься сахаром, маслом, подсолнечником и не строить новые магазины, где все это будет продаваться. Фиксация цен однозначно плоха, ничего хорошего в ней не бывает, — считает Сизов.

«Предлагаю не называть это карточками — речь о целевой продовольственной помощи»

На волне обсуждения роста цен в соцсетях начали появляться панические прогнозы о введении в России продовольственных карточек. Эти заявления директор «Совэкона» считает «путаницей» и предлагает свой вариант решения проблемы.

— Президент говорил от трех вещах: надо что-то сделать с ценами; мы не хотим, чтобы было, как в СССР; доходы падают и не всем хватает денег на продовольствие. Почему-то из этих трех тезисов взяли только один — решили бороться с ценами, а заодно двинуться в сторону Советского Союза, где цены были низкими, а на прилавках ничего не было. Надо было обратить внимание на третий тезис — на доходы граждан, — рассуждает эксперт.

Собеседник «Реального времени» признает, что невозможно поднять доходы населения «разом, командным образом», однако это можно сделать хотя бы для наименее обеспеченных слоев населения.

— Речь идет о целевой продовольственной помощи. Я просто предлагаю не называть это карточками, потому что у всех на этом моменте включается большая красная лампочка. Карточки — это когда продуктов не хватает, а это пока, слава богу, не так. Вот дать денег наименее обеспеченным слоям населения, чтобы они пошли и лучше питались — это однозначно полезная идея. Мы об этом говорим второй десяток лет. Российский бизнес тоже говорил об этом в текущем году: в первой половине 2020-го представители разных сельхозсекторов и пищевого бизнеса писали письмо с предложением ввести такую систему. Но воз и ныне там, — резюмирует Сизов.

«Мы поддерживаем и человека из списка Forbes, и одинокую бабу Маню. Это неправильно»

Детальным разбором происходящего с «Реальным временем» поделился глава департамента правового и аналитического обеспечения Российского зернового союза Александр Корбут.

— НДС подняли, курс изменился, а рубль не усилился, вся импортная составляющая выросла, а она есть практически во всех продуктах питания (генетика, технология, оборудование, расходники импортные и так далее), — перечисляет предпосылки роста цен эксперт. — Мы также объявили о том, что у нас открытая рыночная экономика, которая действует в глобальном мире. Соответственно свое влияние оказывает общемировая ситуация, особенно на тех рынках, где у нас достаточно высокая доля экспорта. Это касается зерна и растительного масла в первую очередь. Глобальный рынок в ковидном мире резко поднял цены на зерно и подсолнечное масло.

Рассуждая о ценах на масло, Корбут указывает на такой фактор, как снижение валового производства подсолнечника — нашей основной культуры. По словам эксперта, производство в России снизилось более, чем на 2 млн тонн, то же произошло и на Украине — другом крупнейшем экспортере подсолнечного масла в мире.

— Свою роль также сыграли весенние запреты на экспорт семечки. Если страны, которые рассчитывали на переработку, не могут закупить сырье, они покупают масло и разгоняют цену на него. Цена на масло разогналась и маслодобытчики разогнали цену на закупку семян. Создался замкнутый круг, — комментирует вице-президент Российского зернового союза. — По сахару цена действительно здорово выросла по сравнению с прошлым годом. Но если вспомнить то, что было года три назад, то мы с вами увидим график бурного падения. По большому счету, сейчас идет восстановительный рост.

Александр Корбут, так же как и предыдущие эксперты, отмечает отсутствие дефицита в стране и при этом обращает внимание на проблему доходов населения.

— Когда почти 20 млн граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума, а рост реальных доходов населения не просматривается, получается, что все больше людей тратят значительную часть своих доходов на продукты питания. Надо бороться не с ценами, а с низкими доходами. Да, можно регулировать цены, это один из столпов продовольственной безопасности. Физическая доступность продовольствия у нас обеспечена, а экономическая, увы, ухудшается. Когда государство проведет регулирование цен «по всему полю», так мы поддержим все население страны: и человека из списка Forbes, и одинокую сельскую жительницу бабу Маню. Это неправильно. Поддержка должна касаться малоимущих, тех, кому она жизненно необходима, — резюмирует эксперт.

Крупные ретейлеры, такие как «Магнит», Х5 Retail Group, пока никак не прокомментировали «Реальному времени» рост цен на продукты и решения правительства по их сдерживанию. Ответы будут опубликованы по получении. Впрочем, обе компании, оценивая масштабы падения реальных доходов россиян, уже запускают собственные дискаунтеры (сети «Моя цена», «Чижик»). «Ситуация в стране будет только ухудшаться», считает исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман.

Реальные доходы россиян после коронакризиса будут восстанавливаться долго, считают специалисты. Поэтому в выигрыше будет тот бизнес, что ориентируется на низкие доходы населения.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)