Механизм госрегулирования российского рынка сахара с помощью импорта устарел. Нужен новый, более гибкий, который будет соответствовать современному состоянию рынка, считает эксперт агрорынков, преподаватель РЭУ им. Плеханова Марина Сидак. Она прокомментировала информацию о том, что Минсельхоз рассматривает введение импортной квоты на сахар с пониженной пошлиной, передает ИА "Финмаркет", со ссылкой на "Интерфакс".
"Последние годы показали, что пора модифицировать импортную политику на рынке сахара, которая была разработана, когда наш рынок был дефицитным и зависимым от импорта. Фокус делался на ввоз недостающего объема сахара, необходимого для рыночного баланса и в целях защиты интересов отечественных сахаропроизводителей", - заявила Сидак "Интерфаксу". "Только хотелось бы больше понимания, о квоте на какой именно сахар идет речь: на белый, сахар-сырец или на тот и другой", - добавила она.
"Интерфакс" направил соответствующий запрос в Минсельхоз.
Сидак напомнила, что в связи с образованием Таможенного союза в 2009 году и введением Единого таможенного тарифа сахар был включен в перечень чувствительных товаров, решение по которым принимается на уровне трех стран (пяти стран с 2015 года). "Это делает невозможным отмену установленной в то время и действующей по сей день импортной пошлины на национальном уровне", - пояснила она. Тогда же была разработана и переменная шкала импортных пошлин на ввоз в Таможенный союз (теперь в ЕАЭС) сахара-сырца, которая "привязана" к фьючерсному контракту №11 на Нью-Йоркской бирже и определенным месяцам поставки.
Согласно этим правилам, импортная пошлина на белый сахар из стран, не входящих в ЕАЭС, составляет $340 за тонну, пошлина на сахар-сырец по шкале варьируется от $140 до $250 за тонну и для октября составляет $250.
"Поскольку с 2016 года рынок сахара РФ стал не только самообеспеченным, но у него появился и экспортный потенциал, этот механизм перестал работать, - заявила эксперт. - Кроме этого, о его противоречивости свидетельствует сохранение импортных льгот на ввоз сахара-сырца в Армении и Казахстане, гармонизация законодательства которых с общим для всех стран-участниц ЕАЭС до сих пор продолжается". Сидак пояснила, что эти две страны из-за природно-климатических условий не способны производить сахар в объеме, полностью удовлетворяющем их внутренние потребности, поэтому они вынуждены работать на импортном сырье либо закупать сахар у других стран-участниц ЕАЭС.
"Безусловно, внутренний рынок сахара ввиду своей специфики должен оставаться защищенным, но вот степень защищённости и сам механизм нужны уже другие, более гибкие и соответствующие современному состоянию рынка, - считает эксперт. - Высокая защищенность, с одной стороны, способствует росту отечественного производства, что на рынке сахара России сегодня актуально только для развития экспорта и удовлетворения потребностей внутреннего рынка, в частности растущей пищевой промышленности. С другой, способствует некой "расслабленности" рынка, злоупотреблению и самоуверенности, как показывает недавняя ситуация с необоснованным ростом цен. Поэтому при таких раскладах вмешательство государства - мера необходимая".
По ее словам, применение импортных пошлин на сахар - как на белый, так и на сахар-сырец - и установление квот на его поставки - распространенная мировая практика.
Говоря о положительном воздействии на рынок возможного введения квоты на импорт сахара с пониженной пошлиной, Сидак отметила, что если речь идет только о белом сахаре, то она будет способствовать развитию полноценной конкуренции и как следствие - стабилизации внутренних цен. Кроме того, квота может быть направлена на пополнение запасов, увеличение предложения на рынке, снижение риска дефицита, в том числе искусственно созданного. Если же речь идет и о сахаре-сырце, то, как считает эксперт, важно учитывать текущее состояние рынка, в частности, то, насколько он обеспечен свекловичным сахаром, и от этого формировать дальнейшие действия. "При этом защита производства из отечественного сырья должна всегда оставаться на первом месте", - подчеркнула она.
В целом же, подчеркнула Сидак, любой рынок регулируют спрос и предложение. "Но бывают ситуации, когда требуется вмешательство государства. И квотирование - один из немногих инструментов государственного регулирования, который, если правильно и своевременно применять, будет работать эффективно. Но и злоупотреблять им тоже не стоит", - заявила она.
Вопрос о введении квоты на импорт сахара с пониженной пошлиной возник в связи с резким ростом внутренних цен на сахар. Так, цены производителей с августа по октябрь 2020 года выросли с 28 рубля за 1 кг до 45 рублей соответственно (базис Краснодар).
КОММЕНТАРИИ