Сахарная обида «Русагро» на липецкую компанию вылилась в миллиард рублей

Материал портала «Блокнот Воронеж», автор: Егор Ябаров.

Арбитражному суду Воронежской области предстоит решить интересный спор: агрохолдинг «РУСАГРО» потребовал с липецкого «Агроснабсахара» 1,12 млрд рублей на основании …электронной переписки менеджеров компаний.

История берёт начало осенью 2018 года. Елецкий сахарный завод («Агроснабсахар») принял на хранение 116 тысяч тонн сахарного песка агрохолдинга «РУСАГРО» (контролирует Вадим Мошкович). Договор подразумевал, что «Агроснабсахар» может выкупить почти весь товар у «РУСАГРО» по согласованной сторонами цене до 1 марта 2019 года. 26 февраля было сделано предложение выкупить сахар по цене 38,7 тысяч рублей за тонну (около 4,5 млрд рублей). Сделка не состоялась. Но после того, как на сахарном рынке цены рухнули, РУСАГРО» решил использовать фрагменты из менеджеров, чтобы компенсировать убыток за счёт партнера.

И самое интересное, что суд первой инстанции (арбитраж Тамбовской области) уже решил дело в пользу компании Вадима Мошковича. А 17 марта ответчик подал апелляцию в Воронежский арбитраж.

Позиция «Агроснабсахара» (юрлицо Елецкого сахарного завода, принадлежащего липецкой ГК «Трио» и французскому Sucden) довольно прозрачна: истец пытается компенсировать убытки от сделки, которая лишь обсуждалась в переписке.

Контекст и детали этой переписки, уже рассмотренные тамбовским арбитражем, следующие. Изначально оферта, направленная в «РУСАГРО», заключалась в том, что компания готова выкупить 115,3 тысяч тонн по 38,7 тысяч рублей за тонну. Срок ответа на оферту действовал до 17:00. Но менеджер «РУСАГРО» написал, что «ответа сегодня точно не будет», всё-таки на кону судьба сотен тысяч тонн сахара. И по тексту как будто абсолютно понятно, что то предложение потеряло свою силу и что отказ подтвердить следку в течение дня является отказом от сделки в целом. После этого ни о каком заключении договора и речи идти не могло. При этом у «русагровца» были вопросы, в частности, закроет ли покупатель весь объём в течение 5 банковских дней. Ему в ответ написали, что условия платежа прописаны в договоре, но, мол, «если дадите финансирование точно не откажемся!:)) Вот так, со смайликами, неформально. - Дать ничего не можем, мы только забрать можем, – ответил менеджер «РУСАГРО». – Принято. В течение нескольких дней платите (как в договоре). Вопрос такой суммы (разовая сделка в смысле) не в моей компетенции. Отправляю вопрос наверх. Вернусь, как будет понимание, - этот невнятный ответ менеджера «РУСАГРО» стороны прочитали прямо противоположно.

Ответчик заявил в суде, что письмо с оговорками «не в моей компетенции», «Отправляю вопрос наверх», «Вернусь как будет понимание» подтверждает что оферта не была акцептована и тем более не может свидетельствовать заключении договора на 4.5 млрд рублей.

«РУСАГРО» же настаивало, что партнёр акцептовал направленную оферту. Дескать, слово «принято» и повелительный характер предложения «в течение нескольких дней платите», указывали на подтверждение заключения сделки.

Однако противореча себе, на следующий день, 27 февраля, «РУСАГРО» предложило выкупить сахар дороже – 40 тысяч рублей за тонну, то есть, окончательно отклонил предложенную и со своей стороны выставил новую оферту. К тому же само РУСАГРО в течение длительного времени вело себя так, будто никакого договора и не было: не предлагало вступить в переговоры не направляло никаких претензий даже составило спецификацию и не выставило счета на оплату и позже неоднократно предлагало Агроснабсахару выкупить тот же сахар (который сейчас считает выкупленным).

Всё это было сообщено суду и такое поведение РУСАГРО вряд ли можно признавать логичным. Тем удивительнее, что в результате долгого рассмотрения дела Арбитражный суд Тамбовской области встал на сторону истца.

Но похоже принять такое решение было не просто и судье понадобилось непосредственно до оглашения решения объявить 6-дневный перерыв, что само по себе очень странно и даже беспрецедентно.

Тут, пожалуй, надо сказать два слова об актуальной ситуации на рынке.

Осенью 2018-го урожай сахарной свёклы в России был не слишком большой. Это сулило прибыль, если придержать несколько сот тонн песка. Условия хранения «русагровского» сахара на Елецком сахарном заводе устраивали обе стороны. Причём, «Агроснабсахар» на взаимовыгодных условиях мог выкупить весь товар для последующей перепродажи. Однако в начале 2019 года обнаружилось, что осенние оценки урожая были слишком пессимистичны. Спрос на сахар не рос. Цены пошли вниз. И «РУСАГРО», упустившему первоначальное (на 4,5 млрд рублей) предложение партнёра, потом компании распродать свой сахар по совсем низким ценам. Так через полгода появляется судебный иск: компания Вадима Мошковича опознала в бывшем партнёре виновника своих бед.

Занятный нюанс: на рубеже 2018 - 2019 годов «Трио» предлагала ключевым компаниям, в том числе «РУСАГРО», войти в уставной капитал своей «дочки» «Агроснабсахара». Возможную сделку, как пишет «Абирег», руководитель липецкого агрохолдинга Евгения Уваркина обсуждала лично с Вадимом Мошковичем - «менеджмент «РУСАГРО» уже заявлял о покупке липецкого агрохолдинга, такую же информацию слышали даже в банках».

В общем, могли породниться, а вместо этого разругались и стали судиться.

В СМИ приводится любопытный комментарий ситуации члена совета директоров ГК «Трио» Елены Латышевой:

- В то время я слышала, что «РУСАГРО» по какой-то причине ведёт себя так, будто сделка уже состоялось и именно «РУСАГРО» станет стратегическим инвестором ГК «Трио». Тем не менее, всё получилось иначе: в качестве стратегического партнёра мы выбрали французский Sucden, так как обе наши компании являются семейными предприятиями, совпадают по принципам ведения бизнеса и у Sucden больше компетенций для развития бизнеса Елецкого сахарного завода по производству высококачественного сахара. Поэтому мое личное мнение, что настоящая причина подачи иска – это обида за то, что мы не выбрали «РУСАГРО».

Выходит, бизнес-компания дважды банально протормозила – по слиянию, и по продаже сахара – а потом нашла на кого обидеться. С последующей компенсацией.

Интересна, конечно, и позиция тамбовского арбитража, присудившего выплатить более миллиарда рублей на основании переписки в мессенджере. Стоит посочувствовать теперь другим партнёрам «РУСАГРО»: после решение суда надо очень осторожно коммуницировать. А то не заметишь, как попадёшь на большие бабки.

Комментарии

Но после того, как на сахарном рынке цены рухнули, РУСАГРО решил использовать фрагменты из менеджеров,  чтобы компенсировать убыток за счет партнера)))))

"после того, как на сахарном рынке цены рухнули, РУСАГРО» решил использовать фрагменты из менеджеров"

фрагменты переписки менеждеров?

фрагменты мессенджеров?

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)