Белоруссия Бизнес на сахаре: и сладко, и горько

Модернизация позволила производить качественный сахар и с минимальными заводскими издержками. Однако, чтобы выдержать ценовую конкуренцию, нужны более дешевые сырье и энергоресурсы. Развитие ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» в интервью изданию "Беларусы и рынок" прокомментировал председатель наблюдательного совета компании, сахарник с 49­летним стажем Осип ДАПИРО.

— Осип Иосифович, на рынке сахара складывается непростая ситуация. При этом создается впечатление, что позиции Слуцкого комбината остаются прочными. Благодаря чему?

— В первую очередь мы выигрываем благодаря тому, что своевременно начали модернизацию комбината и основные вложения сделали до того, как Россия стала активно наращивать производство сахарной свеклы. Помимо того, модернизацию мы проводили поэтапно: каждый год брали определенный участок, а не сразу ползавода, как некоторые предприятия. В результате сейчас мы не обременены значительными выплатами по кредитам, выпускаем продукт высокого качества и с минимальными затратами. Достаточно сказать, что у нас численность персонала на 100—200 человек меньше, чем на аналогичных предприятиях, соответственно, ниже и удельные расходы на заработную плату.

С 1993 года Слуцкий сахарорафинадный комбинат модернизируется практически непрерывно. В последние годы на предприятии установили новый немецкий диффузионный аппарат, три мощных выпарных аппарата, гравитационные отстойники сока, вертикальный кристаллизатор, реконструирована сушильно-охладительная установка.

Значительно снизился расход теплоэнергоресурсов. По этому показателю мы в лидерах не только в Беларуси, но и в СНГ. Только модернизация тепловой схемы завода по датским и немецким технологиям дает экономию в 3 млн долларов в год. Уменьшились производственные потери, повысилась производительность труда, снизились затраты. Благодаря этим и другим мероприятиям наш комбинат пятый год кряду признается лучшим среди сахаропроизводителей ЕАЭС, имеет высокие технологические и технические показатели производства.

— Каковы планы развития комбината на ближайшую перспективу?

— Мы сделали упор на наращивание производительности по свекле: в 2017 году построили мощный свекломоечный комплекс, оснащенный немецким оборудованием.

Пока нам не хватает мощностей для хранения сахара. Особенно остро эта проблема стоит в осенне-зимний период, когда население и промышленность резко сокращают объемы его потребления. До сих пор мы были вынуждены арендовать склады, а аренда дорогая, плюс велики расходы на логистику и погрузочно-разгрузочные работы. Поэтому мы реализуем масштабный проект: возвели две емкости вместимостью 30 тыс. кубометров каждая для хранения сахарного сиропа. Часть сахара в виде сиропа поступает на хранение для последующей переработки в период его максимальной востребованности на рынке. В планах строительство еще одной такой емкости. Две емкости позволяют хранить до апреля — мая следующего года около 46 тыс. т сахара в виде сиропа.

Кроме экономии средств на аренде сторонних складских помещений, данный проект дал нам возможность на 20 % увеличить производительность завода по переработке свеклы, причем без реконструкции продуктового отделения, то есть нарастив мощности только первой стадии технологического процесса.

С учетом отказа комбината от переработки импортного сахара-­сырца реализация названных проектов позволит создать дополнительный период производства в два месяца, обеспечит персонал работой и позволит сохранить квалифицированные кадры к новому сезону.

— Сахарным комбинатам критически важно снижать себестоимость продукции, чтобы сохранить ценовую конкурентоспособность. Есть ли резервы для снижения себестоимости?

— Наш комбинат уже достаточно оптимизировал производство, и дальнейшее снижение расхода топлива, известняка, вспомогательных материалов заметного эффекта не даст. Эти затраты можно снизить разве что на доли процента. Сегодня в себестоимости нашей продукции около 70 % приходится на сырье, еще около 10 % — на топливо. Как следствие, для обеспечения ценовой конкурентоспособности нам и другим сахарным комбинатам необходимо снижать затраты по этим двум статьям.

Пока же мы находимся далеко не в одинаковых условиях с конкурентами из РФ. Например, российским сахарным комбинатам природный газ обходится почти в четыре раза дешевле, а свекла — на четверть. Чтобы успешно конкурировать при нашем качестве работы и расходах на топливо (а они у нас как минимум в полтора раза ниже, чем у россиян), цены на топливо в Беларуси и России не должны отличаться более чем в два раза, а на свеклу — на 5—10 %.

— Как, на ваш взгляд, в нынешних условиях можно поддержать сахарные комбинаты?

— Сахарная свекла — одна из самых доходных сельскохозяйственных культур в нашей стране. Поэтому в качестве, можно сказать, меры поддержки райисполкомы выделяют квоты в пределах 200—300 га под свеклу даже самым отсталым хозяйствам. Засей — и заработаешь на этом. Однако если в сильных колхозах благодаря хорошей агрономической службе, технике, удобрениям урожайность достигает 500—600 ц с гектара, то в отстающих — вдвое меньше.

При этом средняя урожайность является ключевым показателем, в соответствии с которым Минсельхозпрод устанавливает цены на свеклу. При нынешних закупочных ценах те, кто получает 250—300 ц/га, просто выходят на окупаемость. Те же, кто убирает 500—600 ц, а то и 700 ц с гектара, фиксируют 60—70-процентную рентабельность.

Чтобы снизить стоимость сырья для переработчиков, на мой взгляд, следует перестать рассматривать возделывание свеклы как инструмент поддержки отстающих сельхозорганизаций. Тогда будет больший резерв для снижения цен за счет высокоурожайных хозяйств, поскольку они могут успешно работать и при более низких закупочных ценах.

Что касается энергоресурсов, то, полагаю, цены на газ для сахарных комбинатов можно было бы снизить до цен, по которым его покупают металлургические производства и азотный комбинат.

— Каким вам видится развитие рынка сахара в Беларуси и ЕАЭС в ближайшие годы?

— Рынок будет зависеть от объемов заготовки свеклы в РФ. В прошлом году россияне произвели 6,6 млн т сахара, притом что страна потребляет менее 6 млн т. Поэтому российские заводы делают все, чтобы сбыть лишний сахар в другие страны. А у россиян, как я уже говорил, большие возможности для демпинга.

Установление в этом году в Беларуси минимальной розничной цены в 1,5 бел. руб. (около 47 руб.) за килограмм сахара для потребителя стало своевременной мерой поддержки отечественных сахарных комбинатов. Впрочем, и после введения данной меры российские производители закрывают до 20 % внутреннего потребления сахара в нашей стране.

Конечно, если завтра РФ скажет: нет, только свободный рынок, нам будет трудно выдержать конкуренцию. Повторюсь, единственный выход — снизить цены на газ и свекловичное сырье. В противном случае, как бы отечественные комбинаты ни модернизировали свои производства, им будет трудно получить должный финансовый результат.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)