Украинские производители сладкого не нашли транспорт для вывоза товара в порты. Поэтому вместо маржинальной Африки сахар пришлось поставлять наземным путем в СНГ, пишет Agravery.com.
Перебои в работе УЗ угрожают сорвать сезон производства и экспорта сахара, предупреждают в ассоциации «Укрцукор». В учреждении объясняют: в этом сезоне для стабильной работы 42 сахарных заводов, планирующих имеющих выработать 1,9 млн. тонн сахара, нужно доставить 2 миллиона тонн сахарной свеклы, известнякового камня, кокса и готового сахара. Но сахарные компании не получают заявленного количества полувагонов и крытых вагонов для своих грузов. Хуже всего дела на Львовской железной дороге.
«Такая ситуация вызывает озабоченность, ведь это прямая угроза сорвать начало производственного сезона и внешнеэкономические контракты на поставки сахара, внутри страны и за границу, что нанесет немалые убытки», - комментирует руководитель аналитического отдела «Укрцукор» Руслана Бутыло.
Руководитель Центра транспортной логистики Сергей Подгородецкий оправдывается: в этом году УЗ существенно увеличила перевозки сахара - от 345 000 тонн груза за все 2017 до 351 400 тонн сахара за 7 месяцев 2018 года. При этом доля экспортных перевозок выросла от 75% до 84%.
Впрочем, Подгородецкий признает, что собственные вагоны УЗ перевезли только 41% всего сахара, остальные 55% продукта забрали иностранные вагоны из стран бывшего СССР. В ассоциации «Укрцукор» дополняют: в этом году вагонов для вывоза сахара в порты не хватало, иностранные владельцы подавали свои вагоны только для сухопутных перевозок в страны бывшего СССР. Следовательно, в 2018 году доля СНГ в общей структуре поставок украинского сахара выросла до 61%.
Такие слова подкреплены таможенной статистике ДФС: в 2017 году с Украины экспортировали 600 000 тонн сахара стоимостью $ 280 100 000, крупнейшим покупателем стала Шри-Ланка с долей 11%. За 7 месяцев 2018 году с Украины продали 364,1 тыс тонн сахара стоимостью $ 140 млн долл, 48,1% которого приобрел Узбекистан.
Если проблемы в работе «Укрзализныци» и дальше продолжаться, Украинская сахароварам будет еще сложнее конкурировать со своими коллегами из РФ и стран ЕС за выгодные рынки сбыта Африки и Азии. На железную дорогу приходится 47% всех экспортных перевозок сахара из Украины, рассказала руководитель аналитической службы Sucden Марина Сидак во время конференции «Торговля и экспорт сахара».
В свою очередь, глава ассоциации «Укрцукор» Андрей Дыкун обратился к парламентариям и главе правительства Владимиру Гройсману, чтобы те помогли устранить проблемы в железнодорожной перевалке агропродукции, в частности - нормировать подачу вагонов под сахар. Пока сахаровары ждут от учреждений на улице Грушевского ответов на свои «логистические» просьбу.
Сладкая скорость
Основная экспортная преимущество украинского сахара на внешних рынках - одна из лучших цен в мире: $ 320 за тонну против $ 410 долл за тонну товара из РФ и $ 350 за тонну продукта с ЕС, утверждает трейдер сахара в компании Louis Dreyfus Марк Корвазье.
Но любую ценовое преимущество могут нивелировать логистические проблемы, в частности скорость доставки дополняет Сидак. Эксперт объясняет: российским сахароварам доступны «маршрутные» контейнерные поезда, которые преодолевают путь от завода до порта почти без остановок. Украинские сахаровары должны мириться с нормативом движения груза от УЗ в 200 километров в сутки. Бывают случаи, когда украинские железнодорожники везут груз сахара на расстояние 300 километров почти две недели, добавляет руководитель коммерческого отдела логистической компании Укррос-Транс Владислав Красножон. Поэтому, из-за высоких логистические затраты и относительно медленную скорость доставки сахаровары Украины вынуждены ставить цену на уровне $ 345 за тонну при базисе FOB в порту Одесса, в то время как мировой рынок дает цену всего в $ 310 на тех же условиях, дополняет Сидак.
Продавцы сахара из Украины также проигрывают из-за уровня пропускной способности транспортных систем: порты ЕС за месяц могут перевалить 300 000 тонн сахара, украинские гавани - только 30 000 тонн такого груза, говорит Марк Корвазье.
Инфраструктурные ограничения имеют свое значение из-за перепроизводства сахара на уровне 11,8 млн. тонн в текущем сезоне: ЕС смог нарастить экспорт своего продукта вдвое или в 3,3 млн. тонн, и этот объем пошел на рынки Западной Африки и Средиземноморья. В то же время, Украина вместе с другими странами бывшего СССР не смогла превысить барьер в 2 млн тонн товара в год, дополнил аналитик рынка сахара S & P Global Platts (Kingsman) Даниэль Ребель.
Взятку подают холодным
Во время конференции «Торговля и экспорт сахара» руководитель ЦТЛ Подгородецкий озвучил, как покрыть недостаток вагонов для сахара: бизнеса стоит нарастить перевозки в вагонах-рефрижераторах серии 918, в которых в этом году перевезли только 1% всего сахара. Остальные 75% пришлось на долю крытых вагонов, 24% - на железнодорожные платформы для контейнеров. Подгородецкий говорил, что УЗ имеет 2,1 тысячи вагонов серии 918, в которых перевезти тонну груза на 800 километров будет стоить 306 гривен. В то же время, по данным системы распределения свободных вагонов УЗ, на 31 Августу свободные в обороте были 369 свободных фитинговых платформ, 625 крытых вагонов - 625, всего 1 свободный рефрижератор и ни одного вагона-термоса.
Впрочем, как отмечает Владислав Красножон, логистический рынок имеет достаточно вагонов для сахароваров: в 2018 году частные вагоны перевезли лишь 4% от всего сахара. Хотя только компания «Укррос-транс» обладает тысячей крытых вагонов и полувагонов. Впрочем, УЗ не имеет достаточно локомотивов и бригад машинистов, чтобы возить и частные вагоны. Из-за этого, как утверждает служащий «Укррос-транс», в текущем экспортном сезоне функционеры УЗ начали брать взятки не только за подачу вагонов, но и тепловозов. Поэтому логистические компании в стоимость доставки груза начали закладывать и стоимость взяток железнодорожникам. Стоимость услуг частных перевозчиков выросла существенно, поэтому продавцы сахара предпочитают заказывать государственные вагоны от УЗ, жалуется Красножон.
КОММЕНТАРИИ