4 апреля 2018 вступил в силу Закон Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных» (№2042). Закон был принят Верховной Радой Украины еще 18 мая 2017, но основная часть его положений вступила в силу именно4 апреля, сообщает Держпродспоживслужба Украины.
Указанный Закон является значительным шагом в реформировании системы государственного контроля безопасности пищевых продуктов, ее приближении к европейским принципам осуществления контроля, является чрезвычайно важным в контексте выполнения обязательств в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Документ разрабатывался с помощью экспертов Проекта ЕС «Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине» и активно поддерживался Еврокомиссией.
Как отмечают специалисты и эксперты отрасли, речь идет о новой системе контроля качества и безопасности пищевых продуктов, когда государство перестает диктовать предприятиям, что и как делать, а только контролирует, чтобы выпускаемая продукция была безопасной для человека.
Прежде всего следует заметить, действующий Закон «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов» предполагает, что проверки предприятий пищевой промышленности проводят без предварительного уведомления, однако это противоречит закону «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» , предусматривающий обязанность госоргана предупредить предприятие о проверке за 10 дней до ее начала. Таким образом теряется эффект внезапности и часто оператор рынка, зная о приходе инспектора, часто успевает скрыть несоответствия и «с честью» встретить инспекцию.
С вступлением в силу Закона «О контроле ...» бизнес должен быть готов к приходу представителя органа контроля без анонса. Это не касается аудита системы НАССР - аудит постоянно действующих процедур, основанных на принципах НАССР, проводится при условии уведомления оператора рынка не позднее, чем за три рабочих дня до осуществления такого мероприятия. Это связано с необходимостью подготовить необходимый пакет документов и обеспечения участия в этом процессе всех ответственных работников, которые отвечают за внедрение системы на предприятии.
Еще одной новацией, которая вводится упомянутым Законом, периодичность проверок. До вступления в силу Закона о контроле плановое мероприятие государственного контроля операторов рынка с высокой степенью риска осуществляется максимум раз в два года, с низким - раз в пять лет.
С вступлением в силу нового Закона контроль станет риск-ориентированным и будет проводиться с периодичностью, достаточной для достижения целей этого закона - повышение безопасности продуктов. То есть предприятия будут проверять в зависимости от степени риска для жизни и здоровья людей. Например, предприятие, который отнесено к высокой степени риска, будет проверяться раз в квартал. При такой категоризации будет приниматься во внимание вид продукции, с которой имеет дело предприятие, особенности соответствующего производственного процесса, количество произведенной продукции, результаты предварительных мер государственного контроля, эффективность бизнес-процессов предприятия и другая информация, которая может свидетельствовать о нарушении им законодательства.
Также, по новому закону, инспекторы Держпродспоживслужбы будут осуществлять проверки согласно унифицированным актом проверки. Этот документ будет содержать исчерпывающую количество вопросов для проверки и будет публичным, что минимизирует коррупционные риски.
Бизнес же, который грубо нарушает законодательство, сразу попадают в категорию недобросовестных, поскольку в соответствии с новым Законом в случае попадания в розничную торговлю опасных для жизни и здоровья пищевых продуктов Держпродспоживслужба немедленно после выявления этого факта публикует на своем сайте соответствующую информацию.
За нарушение нового закона предусмотрены жесткие санкции для нарушителей. Так сумма штрафа для юридических лиц может достигать 70 000 гривен (154 тыс. руб) - в зависимости от совершенного правонарушения. Суммы штрафов фиксированные и определены в минимальных заработных платах (2018 год установлен минимальная заработная плата в месячном размере 3723 гривен (8191,12 руб)), что снимает коррупционные риски и позволяет избежать возможности влияния проверяющего на оператора рынка.
Закон определяет 8 видов нарушений из 19-ти, наложению которых предшествует предписание - письменное требование должностного лица органа контроля об устранении нарушения. Невыполнение предписания влечет применение меры административного воздействия в виде штрафа.
Для примера это такие нарушения как:
- производство и/или оборот пищевых продуктов или кормов с использованием незарегистрированного мощности - штраф 74 460 грн (163,82 тыс. руб) на юридических лиц, на физических лиц-предпринимателей - 40 954 грн (163,82 тыс. руб) ;
- производство, хранение пищевых продуктов или кормов без получения эксплуатационного разрешения - штраф 111 690 грн (245,73 тыс. руб) на юридических лиц, на физических лиц-предпринимателей 74 460 грн (163,82 тыс. руб) ;
- невыполнение определенного законом обязанности по внедрению на мощностях постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля на критических точках (НАССР) штраф 111 690 грн (245,73 тыс. руб) на юридических лиц, 55 845 грн (122,86 тыс. руб) на физических лиц-предпринимателей;
- нарушение требований по обеспечению прослеживаемости - штраф 238 272 грн (524,23 тыс. руб) на юридических лиц, на физических лиц-предпринимателей - 18 615 грн (40,95 тыс. руб);
Если же будут выявлены факторы, которые будут представлять угрозу для жизни и здоровья человека, то главный государственный инспектор Держпродспоживслужбы вправе принять решение о временном прекращении работы предприятия на срок до 10 рабочих дней. Остановка работы более этого сроак осуществляется только по решению суда.
Причем такие проверки могут быть не только на производстве. Например, нередко бывает, что товар портится при перевозке или неправильного хранения в магазине. Тогда, чтобы найти виновного, будет проверяться вся цепочка. Кроме того, в проверках со стороны предприятия могут принимать участие представители общественных организаций.
Чтобы сократить случаи возможной коррупции в ходе инспекций новый Закон предусматривает видеофиксацию мероприятия контроля. И с 4 апреля текущего года для проведения видеофиксации проверок согласие субъектов хозяйствования не нужна. При этом право проводить видеофиксацию имеет не только инспектор, но и сам субъект хозяйствования. Такая норма позволяет в случае спора иметь беспристрастные доказательства и избежать необъективности и при необходимости доказать неправомерность действий инспектора или нарушение требований законодательства предпринимателем и сделает процесс проверок более прозрачным.
По Закону о контроле, если оператор рынка не согласен с результатами первого лабораторного исследования, он имеет право требовать проведения так называемого арбитражного исследования, результаты которого являются окончательными.
Кардинальные изменения ожидают и импортеров пищевых продуктов и кормов.
В частности, закон дает определение понятия «груз».
Кроме того, Закон предусматривает 5-летний переходный период, в течение которого соответствующим образом должны быть оснащены пункты пропуска на украинской границе для осуществления проверок непосредственно на государственной границе. В течение указанного периода соответствующие проверки могут осуществляться, как и ранее, в зонах таможенного контроля на территории Украины.
Даже после обустройства пограничных постов, согласно установленным требованиям, не все виды пищевых продуктов и кормов подлежат контроля на государственной границе. Только определенный соответствующим приказом Минагрополитики перечень пищевых продуктов и кормов (преимущественно животного происхождения, а также сено и солома) будет подлежать под это требование. Продукция, не добавлена в соответствующий перечень, подлежит контролю безопасности на границе только в исключительных случаях.
Также четко определяется перечень сопроводительных документов при перевозке продукции, порядок и частота проверки, основания для отбора образцов и их лабораторного исследования в рамках физической проверки.
Следует заметить, что с 4 апреля текущего года в случае поступления обращения гражданина о нарушениях в сфере безопасности пищевых продуктов Держпродспоживслужба вправе осуществлять внеплановые проверки без получения согласия органа государственной власти, который осуществляет формирование политики в этой сфере (Государственной регуляторной службы или Министерства аграрной политики и продовольствия). Реализация положений Закона в этой части позволит оперативно реагировать на обращения физических лиц и проводить по устранению нарушений.
КОММЕНТАРИИ