В Латвии можно возрождать сахарную отрасль. Евросоюз разрешил это делать с 1 октября. Однако на месте Лиепайской фабрики растет трава, на месте Елгавской — сорняки и новая стройка, вместо Екабпилсской — руины, сообщает программа «Личное дело» LTV7.
В 2005 году Всемирная торговая организация — ВТО — вынесла решение в пользу Бразилии, Австралии и Таиланда, которые обвинили ЕС в предоставлении своим экспортерам сахара несправедливого преимущества, в субсидировании отрасли. Тогда гарантированная закупочная цена в ЕС для производителей сахара была 630 евро за тонну — при том, что цены на белый сахар на Лондонской бирже были втрое меньше.
У ЕС появилась острая необходимость в сокращении объемов производства сахара. Так началась реформа.
Снижались квоты и дотации на выращивание сахарной свёклы, реализовали компенсационную программу по снижению объемов производства сахара в ЕС.
Латвия как новый член альяна попала под новую схему по полной программе. В стране было свернуто все имеющееся производство сахара.
Людмила Важник на Елгавскую сахарную фабрику пришла в 19 лет, проработала там 15. Женщина Была оператором диффузионной установки. Сейчас место работы у Людмилы — то же, «Сахарная фабрика». Только это танцевальный центр, и здесь она уборщица.
«Работу я искала долго. Два года, — говорит Людмила. — А компенсации в две тысячи латов за 10 лет работы хватило только на полгода»
Женщина считает: от закрытия завода пострадали все — фермеры, бывшие сотрудники, город, ведь фабрика обеспечивала работой почти 300 человек.
«Обещали одно, заплатили совсем другое. В итоге нас практически обманули. Ведь многие владели только специальностями, необходимыми на предприятии, и поэтому столкнулись с большими трудностями при поиске новой работы»,— сетует Людмила. Однако женщина не скрывает — если бы построили новую фабрику, она бы обязательно вернулась.
Но переориентироваться пришлось не только Людмиле, но и бывшим акционерам Елгавской сахарной фабрики. Теперь они занимаются продажей и сдачей в аренду недвижимости. Их предприятие называется RIVERSIDE PROPERTIES.
Журналисты связались с представителями этой компании, однако комментировать «сахарную тему» там не хотят, как и возобновлять деятельность на старом поприще. Однако, если верить регистру предприятий, некоторый интерес к сахару у фирмы сохраняется. Предприятие поддерживает сайт, который полностью посвящен сладкому продукту — от сахарной зависимости до меда. Впрочем, есть и статьи о самой фабрике.
«… Елгавская сахарная фабрика играла огромную роль в развитии Латвии, еще большую роль фабрика играла в развитии Елгавы… Недавние события уничтожили отрасль, и одна из жертв — Елгавская сахарная фабрика….»,— написано там.
В Министерстве земледелия с формулировкой «отрасль была уничтожена» и «жертвами» категорически не согласны.
«Хочу сказать, что отрасль не была уничтожена. Это было решение самой отрасли — прервать выращивание сахарной свеклы и производство сахара в Латвии. И это произошло в 2006 году»,— отметил представитель Министерства земледелия Зигмар Киканс.
Он напомнил, что за приостановку деятельности акционеры получили щедрую компенсацию от Евросоюза. В частности, Елгавской сахарной фабрике выделили 27 миллионов евро. Сейчас, по словам чиновника, возобновлению работы сахарной отрасли в Латвии ничего не препятствует. Все ограничения сняты. Однако нет и поддержки в виде дотаций. При этом в министерстве говорят, что недавно некие предприниматели проявляли интерес к производству сахара. Интересовались, нужно ли соблюдать какие-то условия, чтобы возобновить производство.
«Все зависит от самих предпринимателей. Если они видят интерес к производству сахара и они видят рынок, а также понимают, что могут создать конкурентоспособный продукт, то сейчас это можно начинать делать»,— считает Киканс.
В 2006 году выращиванием сахарной свёклы в стране занималось около 300 крестьянских хозяйств на площади 12,7 тысячи гектаров. Они произвели 474 тысячи тонны свёклы — по 37 тонн с одного гектара. Непосредственно сахара в 2006 году фабрики произвели 34 тысячи тонн. Отрасль, кроме самого сахара, производила жом — это корм для животных — патоку и спирт.
Фермер Юрис Цирулис когда-то для Елгавской сахарной фабрики отводил по 25 гектаров земли, на которых выращивал сахарную свёклу. Он с ностальгией говорит об отрасли в целом, указывает на роль президента Ульманиса, на импульс для латвийской экономики, однако саму сельскохозяйственную культуру вспоминает с содроганием.
«Как я вспомню, я вздрогну — эти осенние уборочные. Грязь до подмышки. Осень превращалась в апокалипсис», — поделился Цирулис.
Он считает, что для возобновления работы сахарной отрасли нужны огромные первичные инвестиции — и это только для фермеров — и неплохие дотации на сахарную свёклу в дальнейшем.
«Один комбайн и сеялка для свеклы тянут на миллион евро. И это только на крестьянское хозяйство, которое будет 50 гектаров выращивать», — уверен фермер.
Скептицизм насчет будущего отрасли разделяют все — и бывшая сотрудница фабрики, и фермер, и даже инвестиционный банкир. Общее у всех одно — ностальгия по латвийской сахарной отрасли.
— Я как житель Латвии всячески поддерживаю эту идею. Было бы неплохо опять выращивать свеклу и производить сахар, но, мне кажется, маловероятно, что такой завод когда-нибудь будет построен, — убежден инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис.
— Вы сами как инвестор вложились бы в новый завод?
— Нет. Мне не кажется, что это достаточно интересно. Это слишком рискованно.
Одной из заявленных целей «сахарной реформы» в ЕС называлось снижение розничной цены на этот продукт в магазинах для простых потребителей. Сейчас цена на белый сахар на Лондонской бирже составляет 317 евро за тонну, или 31 цент за килограмм, а розничная цена в латвийском супермаркете колеблется в пределах 1 евро. В 2006 году сахар в магазине стоил 56 сантимов, или 80 центов за килограмм. Время прошло, латвийской сахарной отрасли и след простыл, а цель так и не достигнута.
Как уже писал Rus.lsm.lv, по прогнозам, в восстановление сахарной отрасли в стране потребовалось бы вложить не менее 100 млн евро. Минземледелия считает, что восстановить – стоило бы, поскольку это позволить разнообразить сельскохозяйственное производство, растить еще одну культуру. Сейчас в Земгале выращивают в основном рапс и зерновые, а тут в севообороте будет участвовать еще и свекла.
КОММЕНТАРИИ