Почему стоит брать фасованный сахар и какая сейчас ситуация с ним в Украине? Об этом пишет Руслана Бутыло, руководитель аналитической службы НАСУ «Укрцукор» на Agravery.com:
В текущем маркетинговом году сахарные заводы Украины произвели чуть более 2 млн т сахара, из которых 1,55 млн т сахара будет потреблено внутри страны. Таким образом доля внутреннего рынка в реализации сахара составляет 77%. Однако, сахар потребляется не только населением в чистом виде, но и используется в промышленности для производства других продуктов. В свою очередь население покупает его как мешками на рынках, так и в весовом и фасованном виде в заведениях торговли. Учитывая экономическую ситуацию в стране преобладает продажа именно весового сахара, однако такая форма подачи очень удивляет иностранцев, ведь ее уже мало где используют.
По подсчетам ассоциации, в чистом виде населения страны потребляет 920 тыс. т сахара и только 200 тыс. т из этого объема продается через розничные сети. Проведя опрос крупнейших игроков этого рынка, стало понятно, что в реализации сахара работает правило «75/25» - 75% весового и 25% фасованного сахара и спрос на последний не велик.
Понятно, что когда покупатель стоит перед выбором приобрести более дорогой, но фасованный или дешевле, но весовой, на данный момент он выберет последний. Но не только ценовая политика играет решающую роль. Важную роль в этом вопросе занимает и культура потребления, которая в нашей стране, к сожалению, отсутствует. Это обусловлено тем, что раньше люди привыкли покупать сахар на рынках, где он был весьма сомнительного качества: с различными добавками и влажный. Соответственно, потребителю трудно отойти от старых привычек и он хочет видеть, что он покупает, а под упаковкой этого не видно.
Однако, если обратить внимание на нынешние условия хранения (точнее сказать продажи) весового сахара, можно увидеть, что всякое может попасть в мешок с сахаром, который стоит посреди торгового зала. С учетом того, что сахар - это пищевой продукт, который не подвергается термической обработке перед употреблением, а следовательно все, что попало в негго, в результате, будет потреблено тем человеком, который его приобрел. Поэтому, продажа такого сахара вызывает много вопросов к пищевой безопасности. Ассоциация не раз подчеркивала необходимость законодательного регламентирования продажи сахара в розничной торговле и ограничением реализации весового сахара. В настоящее время ведется активная работа по этому вопросу.
В Украине достаточно мощностей для фасовки всего сахара, что требует внутренний рынок в чистом виде, как на специализированных фасовочных предприятиях, занимающихся всем спектром бакалеи, так и на сахарных заводах. Но, наибольшей преградой для развития фасовки сахара является возможность продажи весового в розничных сетях. Сейчас фасовки для производителя скорее всего «хобби», ведь при отсутствии спроса никто не заинтересован предлагать рынку "не популярный» продукт. Потребитель не понимает, что переплачивает не за упаковку, а за качество. Пока будет существовать такая возможность, то фасовка будет «хобби», а не бизнесом.
Эти основные причины не дают возможности производителю нормально работать по расфасовке сахара, а потребителю - быть уверенным в качестве купленной продукции. Несмотря на эти трудности, альтернативы расфасовке нет, и это в первую очередь вопрос безопасности пищевых продуктов. Конечно же, со временем Украина к этому «дойдет» и тогда из торговых залов пропадут мешки с сахаром, а он будет продаваться только в пакетах, однако как быстро удастся избавиться от такой привычки?
Уже есть заинтересованность со стороны иностранных компаний в украинском сахаре в мелкой фасовке. Сейчас украинские производители считают «экономику», поэтому весьма вероятно, что производители сахара прежде отработают схему мелкой фасовки на экспорте, а уже потом будут массово ее применять в Украине, когда отечественный потребитель будет готов, а мировая тенденция к повышению качества продуктов питания поможет переориентировать украинский рынок .
КОММЕНТАРИИ