Западные эксперты восхищены тем, как Россия преобразила свою сахарную отрасль. Эффективность выращивания сахарной свеклы, технологическое переоснащение и умелая работа с ВТО позволили России достичь невиданных ранее показателей. Однако чтобы закрепить успех, российским производителям нужно победить в конкурентной борьбе очень опасного соперника – Украину, пишет "ВЗГЛЯД".
Свеклосахарная отрасль России добилась значительных успехов. Во-первых, по данным Минсельхоза, валовый сбор сахарной свеклы вырос за прошлый год на целых 35% – до 51,2 млн тонн. Во-вторых, производство свекловичного сахара, по оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), может превысить 6 млн тонн. Это абсолютный рекорд в истории России. Посевные площади сахарной свеклы выросли почти на 9% – до 1,11 млн га, Урожайность – почти на 19%, до 467,1 центнера с гектара.
Наконец, отрасль добилась рекордной продуктивности. В целом за последние 20 лет продуктивность свеклосахарного комплекса России выросла почти в пять раз – и теперь с одного гектара посевов собирается 5,3 тонны сахара. «Какая отрасль в России смогла так серьезно увеличить продуктивность за последние 20 лет? Металлурги, нефтяники? Я таких примеров не знаю. Заметен рост продуктивности по зерновым и другим культурам и продуктам их переработки, но не в разы», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт ИКАР Евгений Иванов. Более того, у России в ближайшие 10 лет есть потенциал для удвоения продуктивности – до 8–10 тонн сахара с гектара, добавляет он.
Что же произошло? Во-первых, Россия начиная с 1996 года планомерно выстраивала систему защиты сахарной отрасли, вводя пошлины и квоты на импорт. При вступлении в ВТО России удалось сохранить защитные меры и пошлины для сахарной отрасли.
В результате – и это во-вторых – в отрасль пришли инвестиции. И это притом что свекла – одна из самых капиталоемких и дорогих культур. «В один гектар надо вложить в три–пять раз больше денег, чем в зерновые и масличные. Производство свеклы по затратам и отдаче на гектар может сравниться только с выращиванием тепличных овощей», – рассказывает Иванов.
Инвесторы, в свою очередь, пересмотрели всю систему работы в отрасли и полностью отказались от порядков советского времени. «Сейчас используется самая современная техника, внедряются гибриды семян сахарной свеклы, новые технология применения удобрений и средств защиты растений, давно уже нет никакой ручной прополки», – рассказывает собеседник.
В итоге сначала Россия отказалась от импорта белого сахара, который покупался в основном на Украине. Перешла на импортный сахар-сырец и загрузила собственные перерабатывающие заводы. Потом ограничила импорт сахара-сырца, нарастила тем самым производство собственной сахарной свеклы, которая теперь перерабатывается на российских заводах.
Теперь Россия готова поставлять свой сахар на экспорт. «Раньше мы экспортировали сырцовый сахар. На пике в 1999/2000 году мы поставили на экспорт 760 тыс. тонн, – рассказывает Евгений Иванов. – А сейчас мы экспортируем свекловичный сахар в значимых объемах, чего никогда не было. Последний всплеск экспорта до 230 тыс. тонн был в 2011/2012 году, когда был поставлен рекорд по производству свеклы и сахара. Но в 2012–2015 годах практически все обнулилось. С 2016/2017 года мы снова пошли в рост».
Столь бурное производство привело к тому, что цены на сахар внутри России стали ниже мировых. «Россия не жила в таких условиях никогда», – говорит Иванов. А выхода тут может быть два – либо придется сокращать посевы свеклы и производство сахара, либо необходим выход на новые экспортные рынки.
Экспортный потенциал
Даже на Западе обратили внимание на то, как Россия подняла свою сахарную отрасль. Когда-то страна была крупнейшим в мире импортером сладкого сырья, а теперь может превратиться в нетто-экспортера в сезоне 2016/2017, считают в Международной организации по сахару.
«За последние 20 лет производство свекловичного сахара в России выросло почти в пять раз. Мы накормили себя и имеем потенциал к экспорту. По балансу на внешние рынки надо отправить как минимум 500 тыс. тонн сахара. Но пока мы идем таким темпом, что продадим на экспорт только 200 тысяч тонн. Чтобы Россия стала нетто-экспортером, надо вывести больше, чем поставляет нам Белоруссия. А это непросто», – говорит Евгений Иванов из ИКАР.
Россия продолжает импортировать белорусский сахар в объеме минимум 250 тыс. тонн в год. У Белоруссии немного экспортных отраслей, формирующих валютную выручку, и сахарная отрасль является одним из стержней экономики страны. Россия покупает белорусский сахар больше по политическим причинам. Хотя раньше был и экономический резон – белорусский сахар был дешевле российского. «Но тенденция этого сезона такова, что впервые за длительное время в Белоруссии цены на сахар выше, чем в России. Однако поставки белорусского сахара в Россию не прекращались ни на минуту. Россия помогает белорусской экономике», – говорит Иванов.
России же надо найти способ нарастить экспорт. Традиционные рынки сбыта – это все бывшие страны СССР, Афганистан и Монголия. «Плюс небольшой рынок – страны Средиземноморья, куда сахар поставляется морем. Но эти поставки нерегулярные и недостаточные», – отмечает Евгений Иванов.
Пробиться на новые рынки крайне сложно. «Международная торговля белым сахаром крайне зарегулирована и конкурентна. Многие страны ведут ту же стратегию, что и Россия – защищают внутренний рынок. За экспортные рынки идет жесткая борьба, и мы в этой борьбе пока не выигрываем», – говорит эксперт.
В последние три года экспорту сахара из всех стран Европы серьезно мешает Украина, которая существенно раньше начала искать экспортные рынки для своего сахара. На сегодняшний день Украина отработала многие вопросы по логистике, сертификации, качеству и упаковке, которые нам сейчас только предстоит решать. «Украина в прошлом году умудрилась отправить на экспорт 500 тыс. тонн. Она вышла на рынки Индийского океана – Мьянма, Шри-Ланка, Сейшелы и т. д. – во многом благодаря тому, что наладила контейнерный и судовой экспорт», – рассказывает эксперт ИКАР.
Российский же сахар из-за высоких логистических и сопутствующих затрат проигрывает конкуренцию. «Экспорт сахара из России – это долго, дорого и сложно. К примеру, стоимость перевалки в порту Новороссийска выше, чем в порту Одессы. У нас непочатый край работы», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Минсельхоз планирует в новом году рост посевных площадей сахарной свеклы на 18 тыс. га. В ИКАР ожидают небольшого снижения. «Если погода будет хорошей, то нам не составит труда сделать как минимум 5,5 млн тонн сахара. С учетом белорусских поставок в 250–300 млн тонн и избыточных запасов с предыдущего сезона говорить о том, что внутренний баланс нормализуется, не приходится. Нужен экспорт и планирование посевов свеклы, чтобы не допустить переизбытка в отрасли», – обеспокоен собеседник.
КОММЕНТАРИИ