Депутаты бюджетного комитета Заксобрания, как и планировали, 19 января жестко спросили с главы областного минсельхоза: дала ли федерация в качестве софинансирования 125 млн. рублей Сергачскому сахарному заводу? Ответ получили неоднозначный. За счет разных форм федеральной помощи в зачет заводу «насобирали» около 84 млн. рублей, к февралю из Москвы обещано еще 55 млн, пишет «МК в Нижнем Новгороде».
Бурная дискуссия в региональном парламенте возникла в конце прошлого года, когда правительство области решило дать 125 млн рублей из облбюджета на свеклосахарное производство (точнее, новому инвестору завода). Столько же обещал привлечь из федерации министр сельского хозяйства Алексей Морозов.
Глава бюджетного комитета Александр Шаронов тогда говорил, что в противном случае придется ставить вопрос о соответствии министра занимаемой должности.
«Мне этот вопрос уже снится, – сказал в кулуарах корреспонденту «МК в НН» Алексей Морозов. – Конечно, федерация выделила 125 млн».
То же самое говорил корреспонденту «МК в НН» еще в конце 2016 года и представитель новых собственников депутат Заксобрания Александр Ефремцев.
Напомним, в начале 2016 года тогдашний собственник предприятия – агрохолдинг из Казани – хотел ликвидировать предприятие в Сергаче. Без работы могли остаться сотни человек. Губернатор Валерий Шанцев, можно сказать, «завел» на сахарный завод нового собственника – агрофирму «Весна» (компания, близкая к холдингу бизнесмена Дмитрия Аржанова), которой, как предполагают ряд депутатов, были обещаны некие преференции. Однако такое «лоббирование» сахарной отрасли за счет казны показалось многим, мягко говоря, неправильным.
И официальный ответ главы минсельхоза 19 января оказался не столь убедительным и однозначным, как надеялись депутаты.
«В конце 2016 года мы уже получили больше половины этой суммы: конкретно под проект 70 млн рублей, – заявил Алексей Морозов. – Еще 55,4 млн рублей из федерального бюджета мы ждем в ближайшее время. Мы направили пакет документов в Министерство сельского хозяйства РФ, после заключения соглашения деньги поступят в регион».
«У меня из доклада Морозова сложилось впечатление, – говорит Михаил Манухин, – что в обещанную сумму включили те субсидии, которые Сергачский сахарный и так получил бы за счет нескольких видов помощи. Это несвязная поддержка, субсидирование процентных ставок инвестпроектов по реконструкции, возмещение затрат на закупку техники».
Усматриваются нарушения
Ряд депутатов собирается написать запрос в прокуратуру и другие надзорные органы с просьбой проверить документально, было ли выделено на сахарную отрасль (растениеводство) софинансирование из федбюджета, как было обещано областными чиновниками, или это был только предлог дать денег инвестору.
История еще может принести немало бессонных ночей областным чиновникам.
Стало известно, что Нижегородское управление ФАС выдало правительству области предупреждение по отмене постановления № 804 от 24 ноября 2016 года (о порядке предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку свеклосахарного производства в Нижегородской области). Согласно документу субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
По мнению УФАС, в ряде положений есть признаки нарушения антимонопольного законодательства. Срок исполнения предписания – до 2 февраля 2017 года. Иначе ведомство возбудит антимонопольное производство, и если докажут, что постановление действительно нарушает законодательство, спросят строже.
О том, как нужно правильно выделять бюджетные деньги, в том числе и на производство сахара, рассказывает Михаил Теодорович, руководитель управления ФАС по Нижегородской области:
«Существуют давно определенные законодательством правила обращения с бюджетными деньгами. Они очень простые: бюджетные средства распределяются на торгах. Конкурентная процедура призвана служить трем целям: максимальная бюджетная эффективность, то есть на каждый рубль казенных денег надо получить максимум результата. Вторая цель – расширение рынка. Чем большему количеству субъектов достаются бюджетные деньги, тем больше игроков появляется на рынке, вторичный эффект – снижение цены при наибольшем качестве. Третья цель – антикоррупционная. Чем больше прозрачности, тем меньше коррупционные риски, тем выше авторитет власти как органа, который с надлежащим тщанием обращается с деньгами налогоплательщиков. Значит, минсельхоз должен был объявить торги на получение господдержки свеклосахарного производства. Этого не случилось».
«Правительство Нижегородской области, похоже, привыкло работать с депутатами регионального парламента прошлого созыва по принципу “сказало и решило”, не объясняя свои решения, – считает депутат Владислав Атмахов. – Но депутаты нового созыва просят четкого объяснения того, куда уходят деньги. Нам чиновники говорили, что за 2016 год регион получит 125 млн рублей из федерального бюджета на поддержку Сергачского сахарного завода, он их не получил. Надо понять, те средства, которые пришли из вышестоящего бюджета, являются именно теми самыми деньгами, которые нам обещали? Сомнений в том, что еще 55 млн федеральных денег для завода придут, у депутатов нет. Вопрос в том, по каким статьям? Деньги могут прийти на поддержку сельского хозяйства региона, а правительство области решит из них выделить 55 млн предприятию. Мы поинтересовались у министерства сельского хозяйства, почему 125 млн рублей выделять именно Сергачскому сахарному заводу, а не поддержать производство мяса и молока, птицы? Однако ответа на этот вопрос мы не получили».
КОММЕНТАРИИ