План формирующейся коалиции ввести в Эстонии так называемый лимонадный налог возмутил производителей напитков, так как количество получаемого из лимонада сахара – самое незначительное в рационе людей, как следует из исследования Института развития здоровья. Между тем новый налог не распространяется на другие содержащие сахар напитки и еду, пишет ERR.
За несколько дней до пресс-конференции новой коалиции, на которой рассказали о планируемой налоговой политике, Институт развития здоровья представил исследование, посвященное здоровью населения. Из него следует, что содержащие сахар напитки и еду употребляют в аналогичной пропорции все возрастные группы: в среднем треть количества сахара получают из выпечки, четверть – из сладостей (конфеты, шоколад, варенье, мед, чай или кофе с сахаром), пятую часть – из подслащенных молочных продуктов (сладкие йогурты, творожные кремы, творожные сырки, пудинги и т. д.).
Меньше всего сахара в соковых напитках (до 10%) и прохладительных напитках (до 5%). Между тем вводимый налог касается только напитков, где сахара меньше всего, то есть лимонадов.
В связи с этим эстонские производители напитков спрашивают: почему налог касается только лимонадов? Каким будет размер налога и будет ли он распространяться на все прохладительные напитки вне зависимости от содержания в них сахара, пока неизвестно. Поэтому сложно планировать, что делать: уменьшить содержание сахара в напитке, чтобы снизить налог, или использовать только аспартам и другие искусственные подсластители, действие которых на здоровье не лучше, чем у сахара.
Производители напитков: здоровье населения от этого не улучшится
"Идея снизить потребление сахара с помощью этого налога кажется смехотворной. Если говорить о высокой идее, то мне кажется странным, что будут регулировать 2-7% потребления сахара. Таким образом мы не достигнем результата или улучшения здоровья жителей Эстонии", – сказал руководитель A. Le Coq Тармо Нооп порталу ERR.
"Лимонадный налог кажется желанием ухудшить бизнес-среду без четкой цели. Логики в этом нет, если исходить из данных исследования здоровья жителей Эстонии. Я рекомендую политикам тоже ознакомиться с рапортом", – сказал Нооп.
A. Le Coq производит десяток марок лимонада. В последние три-четыре года завод последовательно занимался уменьшением содержания сахара в своих напитках. Теперь Нооп опасается, что план правительства будет грести все прохладительные напитки под одну гребенку, то есть налог будут устанавливать одинаково, вне зависимости от содержания сахара в напитке, которое может варьироваться во много раз.
Рассчитать влияние налога на бизнес пока не могут и на заводе Saku Õlletehas. Директор по продажам и маркетингу завода Яан Хярмс отметил, что пока неизвестно, на какие напитки будет распространяться налог: на газированные или также на подслащенную воду, и что будет со сладкими йогуртовыми напитками, которые производят на заводе.
Он затруднился ответить на вопрос, будут ли в качестве сахара в дальнейшем использовать искусственные подстластители или вырастет стоимость напитков, создаваемых сейчас на базе сахара. "В конечном счете, все налоги ложатся на плечи потребителей", – сказал Хярмс.
Он также не считает, что за счет введения такого налога, можно улучшить здоровье жителей. "Это не изменит привычку потребления сахара".
По его словам, исследование показывает, что наиболее эффективно помогают изменить потребительские привычки профилактические действия — сотрудничество с семейными врачами, физическая активность, повышение осведомленности. Запрет и ограничение при помощи налогов в других странах не дали результатов.
КОММЕНТАРИИ