Молдова: Сотрудники сахарного завода в Глодянах все еще ждут зарплату

Портал anticoruptie.md недавно опубликовал расследование о ситуации, в которую попали сотрудники Глоденского сахарного завода (Молдова), которые вынуждены уже в течение многих лет добиваться через суд выплаты долгов по заработной плате, в то время как закон предусматривает, что предприятие, начавшее процедуру банкротства, должно оплатить долги перед ними в первую очередь, передает crimemoldova.com.

Ситуация с АО Zahar-Glodeni попала в центр внимания СМИ еще в 2010 году. Тогда пресса писала, что число работников завода, не получавших зарплату в течение 2 лет, дошло до тысячи человек. СМИ подробно освещали проблему, но никто из чиновников не спешил действовать, ограничиваясь пустыми обещаниями.

Глодянский сахарный завод, удаленный 15 марта 2016 года из Регистра коммерческих предприятий, был некогда одним из самых прибыльных предприятий сахарной промышленности. Однако для сотрудников завода однажды наступили черные времена: в течение нескольких лет им не выплачивали заработную плату. Даже несмотря на то, что суд обязал компанию возместить долги по зарплате, решение не исполнено до сих пор. Согласно anticoruptie.md, сумма задолженности предприятия составляет 25 млн леев. Сотрудники больше не надеятся на справедливость, учитывая, что процесс по выплате долгов по заработной плате продолжается уже 7 лет, а теперь предприятие ликвидировано. 

Сомнительные схемы

В 2008 году завод АО Zahar-Glodeni входил в число 50 крупнейших предприятий страны с прибылью в размере 128,8 млн леев. Менее, чем через год, в ноябре 2009 года, компания обанкротилась, и завод перешел в собственность банков-кредиторов. Активы перешли во владение нескольких компаний: ООО Marr Sugar Moldova, ООО Gold Crown, ООО MagtVest и ООО Alimsev. В 2010 году, ООО Gold Crown, один из инвесторов, стал банкротом. Второй инвестор, ООО MagtVest, который получил активы завода, продолжал производить сахар сезонно до 2015 года, а в 2016 году и он стал банкротом. Другие инвесторы не спешат появляться, учитывая, что с 2009 года АО Zahar-Glodeni участвует в ряде судебных процессов и ситуация на фабрике нестабильна.

Администрация АО Zahar-Glodeni и инвесторы, к которым перешли активы, за последние 10 лет взяли кредиты на сумму более 500 миллионов леев. Большинство крупнейших кредитов были взяты в Moldinconbank, который получил в счет долгов здания, оборудование и заводские земли. Об этом банке в открытом письме 2010 года к депутатам работники завода писали, что его руководство не заинтересовано в сохранении и развитии производственного процесса на заводе и равнодушно к будущему бизнеса и судьбе 500 сотрудников.

Открытое письмо сотрудников фабрики: "Спасите Глодянский сахарный завод!"

В 2013 году СМИ распространили открытое письмо работников завода к депутатам и премьер-министру, написанное в 2010 году, где они выразили свою обеспокоенность закрытием завода. Они упомянули тот факт, что планы инвесторов не были реализованы, и они также начинают процедуры банкротства. В своем письме работники подчеркнули стратегическое значение завода не только для них, но и для всей страны.

Сотрудники заявили, что прибегнут к протестам, если их требования будут проигнорированы: "Уважаемые депутаты, уважаемый господин премьер-министр, если нас не услышат, мы будем вынуждены прибегнуть через 5 дней к таким отчаянным мерам, как акции протеста в столице. Для этого мы уже подали предварительное заявление в мэрию Кишинева ". Протесты состоялись.

Правота сотрудников – лишь на бумаге

В 2009-2010 годах задолженность перед более чем 500 работниками завода составляла от нескольких месяцев до двух лет. Некоторые из рабочих, как показало расследование, смогли получить сахар в счет выплаты долга, но большинство из тех, кому негде было его хранить, остались ни с чем. Остались без внимания и работники, которые получили травмы на производстве и не осталось кому выплачивать им компенсации, а на другую работу они уже не могли устроиться.

Несмотря на ситуацию с заработной платой, лишь небольшая группа рабочих обратилась в суд, чтобы поставить точку в этом деле. Некоторые обращались в суд самостоятельно, а группа из 82 человек действовала в рамках профсоюзной организации на предприятии.

В 2010 году заявление профсоюза было принято к рассмотрению. Затем суд Глодян арестовал партию сахара (2500 тонн) и запретил администрации завода продавать сахар до выплаты задолженности по заработной плате. Тем не менее, решение осталось лишь на бумаге и не исполнено до настоящего времени. АО Zahar-Glodeni задолжал бывшим сотрудникам около 25 млн леев.

Дело сотрудников завода рассматривалось судьей Константином Стэнилэ, который в настоящее время является адвокатом.

В 2014 году делом работников завода занялся адвокат Андрей Стэнилэ. Он сообщил, что в процессе банкротства и ликвидации завода было допущено множество ошибок, из-за которых рабочие не могут вступить в свои права. Он также сообщил, что несколько судебных решений в пользу сотрудников завода не выполнены до сих пор.

Ответственным за ликвидацию АО Zahar-Glodeni является Сергей Бевзюк из ассоциации Alarm.  Часть задолженности по заработной плате может быть получена, если будут найдены и проданы 60 единиц транспорта, принадлежавшего фабрике, которые разыскивают до сих пор.

Борьба за сахар

Поскольку арестованная партия сахара была единственным шансом взыскать долги по заработной плате, рабочие пытались предотвратить ее вывоз с завода, в ходе чего многие рабочие были унижены, избиты и даже лишены свободы.

Глава профсоюза завода сообщила, что работники легли на асфальт под вагоны с сахаром, чтобы не позволить вывезти сахар с территории завода. Она сказала, что 4 марта 2011 года 30 охранников Alfa Grup избили сотрудников, 15 из них были доставлены в больницу.

После этого инцидента сотрудники подали жалобы в Комиссариат полиции Глодень, где они осудили агрессивное поведение Alfa Grup. Примерно через час и Alfa Grup подала жалобу, где утверждалось, что их сотрудники подверглись нападению и были вынуждены применить силу для самозащиты.

В марте 2011 года, ночью, 2500 тонн сахара были вывезены с территории завода по железной дороге.

Управляющая процессом несостоятельности предприятия Лаура Цуркан заявила в ходе одного из судебных процессов, инициированной кредиторами, что сахар был изъят в счет долгов, хотя это и противоречит решению суда.

Расследование показало, что профсоюз АО Zahar-Glodeni уведомил все правоохранительные органы о ситуации на предприятии, требуя помощи, организовывая пресс-конференции, акции протеста, в том числе в Кишиневе, но они не получили никакого ответа.

Политики, пришедшие на встречи с митингующими, ограничились лишь обещаниями. И нынешний премьер-министр Павел Филип, который посетил недавно Глодяны, пообещал людям найти выход из ситуации: "У них есть огромные долги, необходимо выяснить, как они появились. Мы будем стремиться найти решение для сохранения предприятия". Он также сказал, что не хочет, чтобы фабрика исчезла, а хочет, чтобы у сотрудников была возможность получать зарплату и работать. Эти заявления были сделаны в апреле, учитывая, что в марте компания уже была ликвидирована.

Уголовные дела против членов профсоюзов

Лидеры профсоюза завода Василий Гуляк и Валентина Семенюк были единственными, кто боролся за права работников на заводе. Они начали судебный процесс и выиграли дело в пользу всех сотрудников завода и организовали протесты.

Но так как демонстрации в августе 2010 года «не устроили» правительство, 5 активистов были привлечены к ответственности. 

Уголовное дело было возбуждено по жалобе управляющей процессом несостоятельности Лауры Цуркан, которая утверждала, что попытка протестующих заблокировать вывоз сахара с территории завода нанесла ущерб компании. Через 4 месяца все 5 активистов были помещены под домашний арест.

Кроме того, профсоюз сахарного завод был исключен из рядов отраслевого профсоюза Agroindsind – дело дошло до суда. 3 октября 2011 года по просьбе Лауры Цуркан было принято решение о ликвидации профсоюза завода, действовавшего с 1975 года, так как он "не защищал ничьи интересы". Валентина Семенюк сообщила журналистам CIJM, что управляющая пыталась дискредитировать профсоюз, чтобы сотрудники обращались в суд как физические лица и были лишены коллективной защиты.

Международная поддержка

Работников Глоденского сахарного завода поддержал Международный союз работников пищево1 промышленности (МСРПП) и Международная конфедерация профсоюзов (МКП), которые потребовали у правительства разрешить конфликт "гарантируя, что все зарплаты и льготы, полагающиеся работникам, будут выплачиваться без задержек и в соответствии с Конвенцией МОТ №. 95 относительно защиты заработной платы, ратифицированной Молдовой". Обе международные организации просили "немедленного и безусловного исключения уголовных обвинений, выдвинутых против пяти активистов и профсоюзных лидеров". МСРПП выразил поддержку работникам завода, даже несмотря на то, что завод не являлся членом организации, и подвергли критике решение Agroindind исключить профсоюз АО Zahar-Glodeni из своих рядов. 

Сахарный бизнес, утонувший в коррупции

Автору расследования удалось обсудить ситуацию с директором ООО MagdVest Георгием  Магда, который в 2010 году купил часть активов АО Zahar-Glodeni. В последние годы эта компания обросла долгами и судебными процессами.

В конце 2015 года задолженности по заработной плате ООО MagdVest составляли более 2,5 млн леев. Магда признает долги перед сотрудниками и обещает улучшить ситуацию.

Предприниматель утверждает, что его компания попала в эту ситуацию из-за недобросовестной конкуренции, давления поставщиков энергии и коррупционных схем: "Три сезона подряд у нас портилось большое количество свеклы из-за поставщиков энергии, которые не давали нам газ из-за долгов, хотя другие компании с большими долгами работали. Мы сообщили об этой проблеме и в Аппарат президента, но проблема решалась лишь для некоторых, не говоря уже о том, что министры лоббировали интересы определенных предприятий. В любой демократической стране из-за таких ситуаций начинаются уголовные дела, а у нас - ничего. Производителя ставят на колени и ничего не происходит. Я ничего не прошу от государства. Я вложил свои деньги, труд, я не просил поблажек, я просил лишь, чтобы мне дали работать, но этого не произошло. Очень трудно честно вести дела в Молдове ... ".

Аналогичный случай был зарегистрирован и на Оргеевском молочном заводе.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)