Минсельхоз разработал проект постановления правительства о внесении изменений в госпрограмму развития сельского хозяйства, сообщает "Агроинвестор". Документ опубликован 2 февраля на сайте regulation. gov.ru и предполагает сокращение в 2016 году объема господдержки АПК из федерального бюджета до 215 млрд руб. Изначально в госпрограмме на этот год было предусмотрено 258,14 млрд руб., после корректировок, связанных с оптимизацией бюджета финансирование отрасли сократили. Однако в прошлом году министр сельского хозяйства Александр Ткачев сумел защитить госпрограмму и на 2016 год объем поддержки был сохранен на уровне 2015-го — около 237 млрд руб.
Финансирование подпрограммы развития растениеводства Минсельхоз предлагает уменьшить с 61,67 млрд руб. (здесь и далее сокращаются исходные показатели госпрограммы стоимостью 258,14 млрд руб.) до 59,2 млрд руб., при этом из пункта ожидаемых к 2020 году результатов будут исключены многие параметры, например, увеличение производства столовых виноматериалов до 38,9 млн дкл, подсолнечного масла до 3,3 млн т, сахара из сахарной свеклы до 5,4 млн т и т. д. Также в новой редакции не будет параметров удельного веса продукции российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка. Кроме того, изменен показатель увеличения площади подготовки низкопродуктивной пашни: в действующей редакции госпрограммы с 750 тыс. га до 870 тыс. га, в предложении Минсельхоза — с 792,4 тыс. га до 815 тыс. га.
Финансирование подпрограммы развития животноводства в 2016 году предполагается уменьшить с 40 млрд руб. до 34,3 млрд руб. В итоге производство скота и птицы на убой к 2020 году должно составить 14,4 млн т (в живом весе) против 14,45 млн т согласно действующему варианту госпрограммы. Также из паспорта подпрограммы предлагается убрать показатели потребления мяса на душу населения и прироста мощностей по убою и переработке скота.
Подпрограмму развития мясного скотоводства не только не сократят, но и добавят 5 млн руб., объем ее финансирования должен составить 3,595 млрд руб. Зато поддержку малых хозяйств могут уменьшись с почти 15,8 млрд руб. до примерно 10,7 млрд руб., при этом если сейчас благодаря господдержке к 2020 году предполагается развитие материально-технической базы 260 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, то после корректировки показатель снизится до «не менее 135».
На финансирование подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» вместо 4,1 млрд руб. могут направить всего 1,77 млрд руб. Из-за такого сокращения господдержки сельхозпроизводители смогут приобрести только 3,2 тыс. тракторов вместо 12,6 тыс., 5,1 тыс. зерноуборочных и 0,8 тыс. кормоуборочных комбайнов вместо 5,3 тыс. и 1,3 тыс., будет реализовано 76 инновационных проектов против ранее заложенных в программе 104.
Также предполагается сократить финансирование подпрограммы развития сельских территорий с 16,1 млрд руб. до 14,38 млрд руб., программы развития мелиорации — с 9,98 млрд руб. до 7,6 млрд руб., программы развития овощеводства и семенного картофелеводства — с 7 млрд руб. до 4,8 млрд руб. В последней, вероятно, из-за уменьшения господдержки предлагается убрать из паспорта показатель увеличения производства овощей защищенного грунта до 1,4 млн т к 2020 году.
Подпрограмма развития молочного скотоводства тоже может попасть под сокращение, несмотря на то, что Минсельхоз регулярно говорит о необходимости расширения поддержки сектора. В действующей редакции госпрограммы на 2016 предусмотрено выделение 34,3 млрд руб., сумма может уменьшиться до 25,4 млрд руб. Из-за сокращения господдержки сектора скорректирован показатель ввода мощностей животноводческих комплексов с 560 тыс. скотомест до 473,3 тыс. При этом Минсельхоз предлагает изложить позицию «Ожидаемые результаты реализации подпрограммы» в следующей редакции: «рост производства молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, к 2020 году до 19,8 млн т». В действующей редакции госпрограммы агроведомство рассчитывало на увеличение производства до 38,2 млн т. То есть сейчас показатели надоев в ЛПХ, видимо, могут быть выведены из учета. По итогам 2015 года надои во всех хозяйствах, согласно Росстату, составили 30,8 млн т, в том числе в хозяйствах населения они были на уровне 14 млн т.
На поддержку племенного дела, селекции и семеноводства в этом году могут направить 8,16 млрд руб. вместо 12,7 млрд руб., на развитие оптово-распределительных центров — 4,45 млрд руб., вместо 10,3 млрд руб., на развитие финансово-кредитной системы АПК — 8 млрд руб. вместо 11,2 млрд руб. На обеспечивающую подпрограмму могут выделить 27,4 млрд руб. -примерно на 2 млрд руб. больше, чем предусмотрено сейчас.
Из-за падения цен на нефть и ухудшения макроэкономической ситуации в стране правительство приняло решение уменьшить расходы бюджета на 10%, в январе ведомства должны были представить свои предложения по оптимизации затрат. Итоговые предложения по корректировке федерального бюджета должны быть подготовлены к концу первого квартала. Годом ранее благодаря мораторию на сокращение поддержки сельского хозяйства на волне замещения импорта финансирование сектора уменьшилось всего примерно на 3 млрд руб., а не на 10% как в большинстве других отраслей. При этом тогда агросектор получил дополнительно около 50 млрд руб. по антикризисному плану. Ранее сообщалось, что и в этом году АПК может получить дополнительную господдержку по новому антикризисному плану, который сейчас готовит правительство, в частности, в открытых источниках фигурировала сумма в 35 млрд руб., в том числе 10 млрд руб. предполагалось направить производителям сельхозтехники, 2 млрд руб. — на докапитализацию «Росагролизинга», однако, по информации РБК, Минфин выступил против увеличения поддержки агроотрасли.
Александр Ткачев в декабре прошлого года, выступая в Госдуме говорил, что для полного обеспечения внутреннего рынка продовольствием отечественного производства на поддержку отрасли нужно дополнительно выделять по 80 млрд руб. в год.
По итогам 2015 года АПК стал самым динамично растущим среди всех отраслей экономики, прибавив, согласно Росстату, 3,5%. Почти все другие сектора показали отрицательный результат; ВВП снизился на 3,7%.
Финансирование подпрограммы развития растениеводства Минсельхоз предлагает уменьшить с 61,67 млрд руб. (здесь и далее сокращаются исходные показатели госпрограммы стоимостью 258,14 млрд руб.) до 59,2 млрд руб., при этом из пункта ожидаемых к 2020 году результатов будут исключены многие параметры, например, увеличение производства столовых виноматериалов до 38,9 млн дкл, подсолнечного масла до 3,3 млн т, сахара из сахарной свеклы до 5,4 млн т и т. д. Также в новой редакции не будет параметров удельного веса продукции российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка. Кроме того, изменен показатель увеличения площади подготовки низкопродуктивной пашни: в действующей редакции госпрограммы с 750 тыс. га до 870 тыс. га, в предложении Минсельхоза — с 792,4 тыс. га до 815 тыс. га.
Финансирование подпрограммы развития животноводства в 2016 году предполагается уменьшить с 40 млрд руб. до 34,3 млрд руб. В итоге производство скота и птицы на убой к 2020 году должно составить 14,4 млн т (в живом весе) против 14,45 млн т согласно действующему варианту госпрограммы. Также из паспорта подпрограммы предлагается убрать показатели потребления мяса на душу населения и прироста мощностей по убою и переработке скота.
Подпрограмму развития мясного скотоводства не только не сократят, но и добавят 5 млн руб., объем ее финансирования должен составить 3,595 млрд руб. Зато поддержку малых хозяйств могут уменьшись с почти 15,8 млрд руб. до примерно 10,7 млрд руб., при этом если сейчас благодаря господдержке к 2020 году предполагается развитие материально-технической базы 260 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, то после корректировки показатель снизится до «не менее 135».
На финансирование подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» вместо 4,1 млрд руб. могут направить всего 1,77 млрд руб. Из-за такого сокращения господдержки сельхозпроизводители смогут приобрести только 3,2 тыс. тракторов вместо 12,6 тыс., 5,1 тыс. зерноуборочных и 0,8 тыс. кормоуборочных комбайнов вместо 5,3 тыс. и 1,3 тыс., будет реализовано 76 инновационных проектов против ранее заложенных в программе 104.
Также предполагается сократить финансирование подпрограммы развития сельских территорий с 16,1 млрд руб. до 14,38 млрд руб., программы развития мелиорации — с 9,98 млрд руб. до 7,6 млрд руб., программы развития овощеводства и семенного картофелеводства — с 7 млрд руб. до 4,8 млрд руб. В последней, вероятно, из-за уменьшения господдержки предлагается убрать из паспорта показатель увеличения производства овощей защищенного грунта до 1,4 млн т к 2020 году.
Подпрограмма развития молочного скотоводства тоже может попасть под сокращение, несмотря на то, что Минсельхоз регулярно говорит о необходимости расширения поддержки сектора. В действующей редакции госпрограммы на 2016 предусмотрено выделение 34,3 млрд руб., сумма может уменьшиться до 25,4 млрд руб. Из-за сокращения господдержки сектора скорректирован показатель ввода мощностей животноводческих комплексов с 560 тыс. скотомест до 473,3 тыс. При этом Минсельхоз предлагает изложить позицию «Ожидаемые результаты реализации подпрограммы» в следующей редакции: «рост производства молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, к 2020 году до 19,8 млн т». В действующей редакции госпрограммы агроведомство рассчитывало на увеличение производства до 38,2 млн т. То есть сейчас показатели надоев в ЛПХ, видимо, могут быть выведены из учета. По итогам 2015 года надои во всех хозяйствах, согласно Росстату, составили 30,8 млн т, в том числе в хозяйствах населения они были на уровне 14 млн т.
На поддержку племенного дела, селекции и семеноводства в этом году могут направить 8,16 млрд руб. вместо 12,7 млрд руб., на развитие оптово-распределительных центров — 4,45 млрд руб., вместо 10,3 млрд руб., на развитие финансово-кредитной системы АПК — 8 млрд руб. вместо 11,2 млрд руб. На обеспечивающую подпрограмму могут выделить 27,4 млрд руб. -примерно на 2 млрд руб. больше, чем предусмотрено сейчас.
Из-за падения цен на нефть и ухудшения макроэкономической ситуации в стране правительство приняло решение уменьшить расходы бюджета на 10%, в январе ведомства должны были представить свои предложения по оптимизации затрат. Итоговые предложения по корректировке федерального бюджета должны быть подготовлены к концу первого квартала. Годом ранее благодаря мораторию на сокращение поддержки сельского хозяйства на волне замещения импорта финансирование сектора уменьшилось всего примерно на 3 млрд руб., а не на 10% как в большинстве других отраслей. При этом тогда агросектор получил дополнительно около 50 млрд руб. по антикризисному плану. Ранее сообщалось, что и в этом году АПК может получить дополнительную господдержку по новому антикризисному плану, который сейчас готовит правительство, в частности, в открытых источниках фигурировала сумма в 35 млрд руб., в том числе 10 млрд руб. предполагалось направить производителям сельхозтехники, 2 млрд руб. — на докапитализацию «Росагролизинга», однако, по информации РБК, Минфин выступил против увеличения поддержки агроотрасли.
Александр Ткачев в декабре прошлого года, выступая в Госдуме говорил, что для полного обеспечения внутреннего рынка продовольствием отечественного производства на поддержку отрасли нужно дополнительно выделять по 80 млрд руб. в год.
По итогам 2015 года АПК стал самым динамично растущим среди всех отраслей экономики, прибавив, согласно Росстату, 3,5%. Почти все другие сектора показали отрицательный результат; ВВП снизился на 3,7%.
КОММЕНТАРИИ