На общественных слушаниях «Снижение административной нагрузки, оптимизация расходов и прозрачность рынка сельскохозяйственной продукции», организованных Комиссией ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий в центре внимания экспертов и представителей отраслевых союзов оказались изменения в правилах перевозки тяжелых грузов по автомобильным дорогам РФ, вступившие в силу в разгар уборочной страды. Об этом сообщает пресс-служба Общественной палаты РФ.
«Если говорить об автоперевозках, то раньше у нас тоже были требования по нагрузке на ось, требования по перегрузу, но все это считалось в зависимости от километража. Сегодня эти требования применяются независимо от километража. Кроме того, штраф за перегруз — пятьсот тысяч рублей. Частные компании, оказывающие помощь в уборке зерновых и транспортировке урожая до элеваторов, просто подняли цены на свои услуги — если раньше грузоподъемность машины при перевозке с поля до элеватора была до сорока тонн, то сейчас — только двадцать, что в два раза меньше. И мы понимаем, что это просто коллапс для сельхозпредприятий», — рассказала Евгения Уваркина, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий.
Эксперты отметили непродуманность новых ограничений, поскольку они были введены с целью уменьшения вреда, наносимого большегрузной техникой автодорогам, но разработчики не учли, что объем сельхозпродукции, подлежащей перевозке, не может быть уменьшен. И во всех сферах сельхозпроизводства логистика перевозок достаточно сложная и обусловлена требованиями технологии сбора, обработки и переработки продукции.
«При уменьшении грузоподъемности автомобиля в два раза потребуется совершить в два раза больше рейсов, что ведет, по предварительным оценкам, к увеличению износа дорог. Если добавить к этому расход горюче-смазочных материалов, амортизацию автотранспорта, рост себестоимости продукции — то экономический эффект от введения новых правил неочевиден», — отметил Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка.
Ольга Тимофеева, генеральный директор ООО «Агросервис», рассказала о катастрофической ситуации, сложившейся на сахарных заводах. По ее прогнозам, сахарные заводы могут остановиться через две недели в массовом порядке, поскольку из-за введения новых правил, невозможно вывозить такую продукцию как патока, а возможности хранения ее на заводах ограничены.
«Большинство цистерн, в которых мы возим патоку, рассчитаны на 40 тонн, и если мы наливаем в два раза меньше, то смещается центр тяжести, машина становится плохоуправляемой, у нас уже есть прецедент, когда машина перевернулась», — объяснила она.
Кроме прямых издержек, которые сегодня несут производители сахара, существует и экологическая угроза: вывозить свекловичный жмых с предприятий для дальнейшего использования становится нерентабельно, и его, с большой вероятностью, будут просто выбрасывать в ближайшие овраги.
Эксперты также обратили внимание на тот факт, что введенные изменения не стимулируют улучшение качества дорог, а перекладывают издержки на производителей сельхозпродукции и, в конечном итоге, на потребителей.
В ходе слушаний также прозвучало много вопросов к качеству работы РЖД, в частности, президент Зернового союза Аркадий Злочевский высказал недоумение — почему сельскохозяйственная продукция с точки зрения РЖД не является социально значимой и перевозится по более высоким тарифам, чем кирпич и цемент.
Евгения Уваркина выразила сожаление, что представители Минтранса, чье участие в слушаниях было запланировано, не смогли прийти, и пообещала, что им будет отправлена стенограмма дискуссии и рекомендации, разработанные по итогам мероприятия.
«Мы должны совместно с Минсельхозом заложить стратегические параметры формирования аграрной инфраструктуры», — заявила Евгения Уваркина.
КОММЕНТАРИИ