Слово «садака» «приватизировал» газовый барон из Татарстана

УФАС по РТ требует лишить фирму миллиардера Рашита Сахапова монопольных прав на священное для мусульман всего мира понятие

Предписание аннулировать свидетельство о регистрации товарного знака «садака» направило в Роспатент УФАС по РТ. Как стало известно «БИЗНЕС Online», слово, означающее добровольное пожертвование, превратила в свой коммерческий бренд фирма известного бизнесмена Рашита Сахапова, владеющего ИФК «Татгазинвест» с миллиардными оборотами. Его ООО «Бакалейщик» продает сахар «Садака» по 25 рублей за пачку и зорко следит, чтобы ходовую марку не использовали конкуренты. В ДУМ РТ считают это преступлением.

Пожалуй, в Татарстане никому не нужно объяснять, что такое «садака»: в исламе это слово обозначает добровольную милостыню. Раздавать садаку - в некотором смысле одна из  важнейших обязанностей истинного мусульманина. На эту целевую аудиторию и ориентировалась компания из Высокогорского района «Бакалейщик», специализирующаяся на крупнооптовых поставках муки, сахара и крупы.

По словам представителя «Бакалейщика» Айрата Рахматуллина сахар с маркировкой «садака» компания начала выпускать после регистрации прав на товарный знак – с конца 2012 - начала 2013 года. В компании рассудили, что людям будет приятнее дарить нуждающимся продукцию в соответствующей упаковке. В планах и выпуск чая под данным наименованием. К слову, у компании есть и другой товарный знак, ориентированный, видимо, на русскоязычную публику - «Сытое царство».

Но вот беда - в начале этого года представители «Бакалейщика» увидели на прилавках казанских магазинов сахар от компании «ТПК «Сандал» (торговая марка «Восточная столица») и чай от ООО «Вест-лайн» с той же самой маркировкой – «садака». К примеру, в магазине «Аш-су» сахар «Бакалейщика» весом в 200 грамм стоит 25 руб., а сахар «Сандала» весом 150 грамм – 18 рублей, то есть на 7 рублей дешевле. Чай производства «Вест-лайн» весом 130 грамм тоже стоит 18 руб. Отметим, что в Татарстане есть и другие производители маркируют свою продукцию названием «Садака», например, в Челнах предприниматель Азат Мусин фасует чай именно под данной маркой, но ему претензий пока не предъявлено.

Не став спокойно смотреть, как конкуренту захватывают перспективный рынок, «Бакалейщик» пожаловался в прокуратуру. Надзорный орган посчитал, что «Сандал» незаконно использовал товарный знак, и наложил штраф в 10 тыс. рублей с «конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака». После чего владелец патента обратился уже в УФАС с жалобами на обе компании.

Однако тут дело приняло неожиданный для заявителя оборот: антимонопольщики усомнились в самом праве «Бакалейщика» на термин «садака». В ходе заседания, которое посетил корреспондент БИЗНЕС Online, занимавшийся регистрацией бренда юрист Константин Филиппов попытался доказать, что «Садака» на сахаре имеет уникальное написание и цветовую гамму, а знак является комбинированным и не нарушает ничьих прав. Однако председателя комиссии УФАС Рузалин Хабибуллин эти аргументы отклонил: по документам право зарегистрировано именно на конкретное слово. И даже если смотреть на визуальную составляющую, то видно, что шрифт на сахаре напоминает арабскую вязь. Представитель ИП парировал, что отношения к восточной письменности здесь нет, это «обычный шрифт в «Word» и такого исполнения товарного знака было достаточно для регистрации, несмотря на семантическое значение».

Представитель ООО «Вест-лайн» Ренат Халиуллин заявил «БИЗНЕС Online», что они начали выпуск чая «Садака» намного раньше, чем «Бакалейщик». Причем, по его словам, оппоненты знали «о популярности нашего чая под названием «Садака» и злонамеренно воспользовался ситуацией и подал заявку в Роспатент».

На заседании оштрафованный прокуратурой «Сандал» отметил, что они тоже не новички на рынке и работают с 2002 года под торговой маркой «Восточная столица». Причем, на процессе выяснилось, что «Сандал» тоже пытался зарегистрировать на себя товарный знак «садака» еще раньше – пять лет назад. Для этого компания обратилась за консультацией в ЗАО «Авторское агентство «Артпатент». Однако там ответили, что «садака» не может быть признано охраноспособным обозначением.

Обозначение носит очевидную религиозную семантику и не может быть зарегистрировано, так как может затронуть чувства верующих, «что является прямой причиной для отказа», пояснил на процессе генеральный директор «Артпатент» Григорий Бусарев. Также спорное право «может наделить правообладателя необоснованными преимуществами, поскольку у потребителя он будет ассоциироваться как обозначение, связанное с духовенством, благословенное и так далее».

Почему же «Бакалейщику» удалось зарегистрировать товарный знак? При изучении заявки «Бакалейщика» в Роспатент становится понятно, что заявитель не указал смысловое значение слова, пояснил Бусарев. А в отношении слов, мало употребляющихся в русском языке, он обязан был это сделать. Так как для русского человека «садака» «всё-таки малоизвестный термин», московский эксперт не зная значения слова отнеслась к нему как к фантазийному или искусственному слову, предположил Бусарев.

В итоге УФАС по РТ принял жесткое решение: выписать Роспатенту предписание об аннулировании свидетельства о регистрации слова. «Бакалейщик», как заявили БИЗНЕС Online в компании, намерен это решение обжаловать в арбитраже.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)