Экономика Тернопольщины двигается к полному упадку. За последние 12–13 лет в этой области полностью уничтожены целые отрасли производства — фарфоровая, комбайностроительная, табачная (производство сигарет), серьезный удар нанесен по спиртовой и сахарной промышленности, которые в большинстве районов были бюджетообразующими пишет газета «ZN.UA».
Остановка работы сахарозаводов ярко продемонстрировала, как может медленно, зато последовательно умирать важная отрасль. В 1990-е на Тернопольщине как в свеклосеющей области работали девять сахарных заводов. Но в 2002 г. киевское ООО “Украинская продовольственная компания” избавилось от одного завода “Подолье” (близ Тернополя), который прекратил работу. Остальные работали. Через семь лет “выстрелил” Кременецкий сахарный завод, принадлежавший “Западной компании “Дакор” с центром в городе Дубно Ривненской области. Что означает остановка работы сахарозаводов, общественность области смогла убедиться не по слухам. Два сезона подряд не перерабатывают сырье три завода, которые в 2008 г. вошли в группу компаний “Мрія”, — Лановецкий, Бучанский и Борщевский. Упомянутые предприятия так и не возобновили работу, хотя владелец обещал обратное. На их территориях находятся только свеклоприемные площадки. А 400–450 человек, которые были задействованы в сезон переработки свеклы на каждом сахарозаводе, вынуждены искать работу в другом месте.
На днях жителей области всколыхнула не менее печальная весть: в этом сезоне перестанут работать три сахарозавода — Збаражский, Козовский и Хоростковский.
Суть в том, что владеющая ими группа компаний “Мрія” накопила огромные долги перед кредиторами — почти 1,3 млрд долл. И в прошлом году в декабре компания HF Asset Management, контролирующая 80% акций агрохолдинга, была признана неплатежеспособной. Активы “Мрії” перешли под контроль международного комитета кредиторов. В феврале этого года он назначил новое руководство агрохолдинга, который на сегодняшний день получил в свое управление немалые активы — 180 тыс. из 260 тыс. га земель агрохолдинга, восемь элеваторов и пять зернохранилищ, два крахмальных завода, картофелехранилища, семенной завод, более 200 единиц сельхозтехники…
Но такое спасение вовсе не касается сахарозаводов. Мы до сих пор не контролируем сахарные заводы. В связи с этим нам пришлось отказаться от выращивания сахарной свеклы, — сказал на недавней пресс-конференции в Киеве новый генеральный директор агрохолдинга “Мрія” Саймон Чернявский. При этом руководитель не предложил оптимальные варианты будущего сахарозаводов: или, установив контроль над этими предприятиями, следует продать их другим владельцам, которые будут готовы инвестировать большие средства и развивать эту отрасль; или тащить самим весь технологический цикл — от посева свеклы до выхода сахара.
По информации департамента агропромышленного развития Тернопольской облгосадминистрации, даже драматический 2014-й для Тернопольщины был успешным по сырью и сахару. В прошлом году посеяли 37,5 тыс. га свеклы, из которых агрохолдинг “Мрія” — почти 16 тыс. И поэтому в сезоне переработки сахаросырья было сварено 285 тыс. т сладкого продукта (доля “Мрії” — 173 тыс. т). Этот показатель стал почти рекордным для сахароварения в области за минувшие 20 лет! До сих пор неизвестно, будут ли сеять свеклу три сахарных завода — Козовский, Збаражский и Хоростковский, хотя заявки на производство сахара в пределах квоты “А” они уже подали. Если этого не произойдет, то будет перерабатывать сладкие корнеплоды только Чортковский сахарный завод, сейчас принадлежащий польской компании Pfeifer&Langen Inwestycje.
Связанные с ним договорными условиями хозяйства планируют посеять свеклу на площади 16,1 тыс. га и произвести 119–120 тыс. т сахара. Добавьте сюда еще 2–3 тыс. га, на которых будут выращивать сладкие корнеплоды отдельные фермерские хозяйства и население. Вот и все. С прекращением работы еще трех сахарозаводов области — Збаражского, Козовского и Хоростковского — работу потеряют 1350 работников. И хотя центры занятости в районах, где расположены эти предприятия, еще не получили информацию об ожидаемом массовом увольнении работников, социальное напряжение в этих местностях и области в целом только усиливается.
Сеять свеклу и перерабатывать ее в сахар становится весьма затратным делом.
Только основное минудобрение для ее выращивания — аммиачная селитра — за последние шесть-семь месяцев подорожало более чем втрое (с 3,0–3,2 тыс. до 10,5 тыс. грн за тонну), резко выросли в цене также другие минудобрения (аммиачно-карбамидная смесь, нитроамофоска). Неудивительно, что в 2015 г. более чем на треть увеличилась стоимость качественных отечественных семян сахарной свеклы.
С 1 апреля с.г. подорожал природный газ для промышленных предприятий, в т.ч. для сахарозаводов, — до 7200 грн за 1000 кубометров (без учета НДС, целевой надбавки к тарифу, тарифов на транспортировку, распределение и поставки). Логично должна постепенно расти цена сахара, с учетом текущих и будущих затрат. Но нет, стоимость сладкого продукта меняется непредсказуемо — то резко скачет вверх, то внезапно снижается, а потом повышается.
Например, на Тернопольщине еще в феврале цена сахара выросла до 18 грн за килограмм, а в конце марта снизилась до 11–11,5 грн, что сровняло ее с прошлогодней себестоимостью производства сахара в государстве. А в первые дни апреля цена килограмма сахара увеличилась до 13–14 грн в розничной торговой сети. Не до конца выполняет роль государственного оператора на рынке сахара Аграрный фонд, основное назначение которого — противодействовать скачкать и падениям цен на сахар, осуществляя товарные и финансовые интервенции в той или иной период года. Тогда сахарным заводам было бы выгодно производить сахар, обеспечивая невысокую (5–10%) рентабельность его производства, а цены на белый сахар не били бы потребителей больно по карману.
При нынешнем беспорядке на рынке сахара в Украине инвесторов, настроенных поддержать и оживить сахарную отрасль, в том числе реанимировать те заводы, от которых отказался или не взял под контроль агрохолдинг “Мрія”, найти довольно сложно. И АПК, который, по выражению президента Петра Порошенко в ходе недавней рабочей поездки на Тернопольщину, “является тем локомотивом, который позволит обеспечить в области рост сельскохозяйственного производства”, на самом деле будет выглядеть как безнадежно испорченный локомотив. В среде журналистов и неробких чиновников распространяется невеселая шутка: работникам, которые еще не выехали на заграничные заработки, не остается ничего другого, как плюнуть на все и испытать себя в экзотическом бизнесе — выращивании страусов, перепелов, оленей или вообще заняться высокими технологиями.
Возможно, народный депутат от Тернопольской области Роман Заставный и новоназначенный глава облгосадминистрации Степан Барна, которые до недавних пор вместе трудились в ІТ-компании, подскажут заинтересованным людям, куда в хай-тэке сейчас выгоднее вкладывать средства? Потому что других действенных дел для улучшения ситуации в промышленно-депрессивном регионе с их стороны что-то пока не видно.
Автор материала: Роман Якель
КОММЕНТАРИИ