Сезонное снижение цен на сахар. С чем связана и к каким последствиям может привести такая нестабильность цен на один из наиболее важных социально значимых продуктов питания? Обосновано ли это положительными тенденциями развития отрасли? Потребители возможно довольны таким положением дел, но к каким последствиям это приведет, если не принять срочных мер. Ситуацию для «Крестьянских ведомостей» комментирует независимый аналитик сахарного рынка Елена Мунтеан.
Сахарная промышленность России прошла стремительный путь к почти двукратному увеличению объемов производства сахара, освободившись от импортной зависимости, став страной экспортером сахара. Рынок, как любая система снабжения, имеет «вход» и «выход», и, если выход забит или малого диаметра и не предусмотрен аварийный выход, система даст сбой, который в данном случае отразится, прежде всего, на производителях, проявивших чудеса выдержи и стараний для выхода на объемы, почти в 2 раза превышающих внутреннее потребление. Почему цены на сахар уже длительное время катятся вниз и Правительство никак на это не реагирует?
Является ли перепроизводство сахара основной причиной снижения цен? Ответ не однозначный. Первая и главная причина падения цен на сахар – это дефицит денежных средств, и дороговизна кредитов, выделяемых производителям сахара и сахарной свеклы. Из года в год, в период переработки сахара, на короткое время сахаропроизводители теряют контроль над большими объемами сахара, который попадает на свободный рынок по бросовым ценам. От сезонных колебаний цен переработчиков лихорадит уже 30 лет, с момента окончания плановой экономики. Однако, этого срока не хватило Правительству для выработки и принятию необходимых мер поддержки отрасли.
Сахарная отрасль была и остается основным кредитором не только участников свеклосахарного производства, но и других перерабатывающих отраслей, сельхозкультуры которых заняты в севообороте сахарной свеклы. Ликвидность сахара, как товара, открывает возможности использовать его в расчетах по бартеру и за давальческое сырье. Официально, эти схемы расчетов не используются в отрасли, но то, что рынок каждый сезон лихорадит, свидетельствует о скрытой форме бартерных схем расчетов.
Попытками уменьшить зависимость от кредитов для снижения финансовых нагрузок, сахаропроизводители приняли на себя функции кредитных организаций, не имея государственной поддержки, что помогает Правительству сэкономить на кредитных средствах и приводит к обрушению рынка. В выигрыше от такой ситуации остаются коммерсанты и крупные торговцы сахаром, имеющие возможность в сезон производства получить значительные объемы сахара по низким центам.
Для сохранения и, тем более, роста производства сахарной свеклы, самого сложного, но и самого рентабельного сырья в агропромышленном комплексе, производство которого почти на 90 процентов зависит от импорта семян, техники, средств защиты растений, погодных условий, условий хранения на открытом воздухе и конечно переработки, сахаропроизводители вынуждены кредитовать посевные кампании, не получая со стороны Правительства никакой экономической поддержки. Только задумайтесь, организовать посевную и процесс выращивания сельхозкультуры на одном миллионе гектаров земли. Сколько людей имеют работу! В итоге сахаропроизводители, которые много лет боролись с дефицитом сырья и доминирующим импортом, оказались сами виноваты.
Вместо поддержки федеральными законами созданы условия, по которым поднимать цены нельзя, чтобы не нарушить антимонопольное законодательство, продавать ниже себестоимости нельзя, чтобы не нарушить налоговый кодекс. Причем такие ограничения действуют только для сахаропроизводителей. Коммерсанты и другие поставщики сахара на рынок не попадают под эти ножницы. Правительство оказалось не готовым к таким серьезным заявкам сахаропроизводителей. По всей видимости, не верило в успех. Результат каждый год подтверждает недоработку, недопонимание, или злой умысел противников отечественного сахарного производства.
Иначе трудно найти объяснение, почему до сих пор Правительством не созданы особые условия поддержки сахаропроизводителей, не приняты экономические механизмы в виде льготной системы кредитования сезонного стратегического производства сахарной свеклы и сахара по ставкам не более четырех процентов годовых, не решены проблемы дисбаланса цен, контроля за использованием сахарозаменителей в пищевой промышленности, создания современной логистической инфраструктуры для экспорта и внутреннего потребления, учитывая масштабы российского рынка. Чтобы снизить градус ажиотажа в сезон переработки сахара должна работать система льготного кредитования переработчиков.
Второй важной проблемой является система реализации и потребления сахара, прежде всего, пищевой промышленностью (кондитерская, безалкогольные напитки, консервная и т.д.). Сегодня никто не знает сколько сахара потребляет пищевая промышленность, т.к. в большей степени промышленные потребители отдают предпочтение более дешевым сахарозаменителям, нанося вред здоровью потребителей. Хотя эту информацию они не указывают на этикетках, но вкусовые качества готовой продукции говорят о завышенном содержании сахара, что нельзя достичь, используя только сахар-песок. Их цель снизить затраты, но цены на сладкие напитки и прочие сахаросодержащие продукты растут в отличие от цен на сахар. Какие меры применяет Правительство для контроля над использованием сахарозаменителей в сахаропотребляющих отраслях не только в интересах сахаропроизводителей, но и для сохранения здоровья граждан страны?
Не смущает Правительство и тот факт, что сегодня в Москве 1 кг сахара в рознице с учетом 10 процентов НДС и торговой надбавки стоит примерно 0,30 евро. Для сравнения — 1 л подсолнечного масла в розницу стоит 1 евро, 1 л молока – 0,5 евро, одна булка (0,5 кг) – 0,5 евро. Из списка социально значимых товаров у сахара самая низкая цена. Сравнение цен на сахар с плодоовощной продукцией не поддается вообще никакой логике. Выходит, что себестоимость 1 кг яблок, груш, огурцов или помидоров, в разы превышает себестоимость сахара. Цены на российские яблоки в этом сезоне в 3 и более раз превышают цены на сахар. Если сравнить с 1991 годом, то сахар тогда примерно в 8 раз был дороже этих плодов.
В плановой экономике, о которой не любят вспоминать, с ценами и себестоимостью продукции было гораздо больше порядка, потому что государство выделяло деньги на производство и должно было обеспечить потребление. Анализ цен осени 2019 г. с 1991 г.: хлеб в 1991 г. стоил в 6 раз меньше сахара, в 2019 г.- больше в 1,7 раза; соль в 1991г. – меньше сахара в 8 раз, в 2019 — в 3 раза; молоко в 1991 г. стоило меньше сахара в 3,25 раза, в 2019 г. больше сахара в 1,7 раза; картофель в 1991 г. меньше сахара в 4 раза, в 2019 г. одинаково. Даже минеральная вода в 2019 г. стоит больше сахара в разы, а в 1991 г. стоила меньше сахара в 13 раз. Кто-то задумывается о то, что сегодня думают об этом люди, непосредственно занятые в отрасли, труд которых обесценивается благодаря бездействию государства?
Почему же яблоки, молоко, масло, хлеб стоят больше сахара? Какие такие затраты понесли их производители, что оставили далеко позади тяжеловесов перерабатывающей промышленности? В Правительстве не обеспокоены тем, что один килограмм капусты стоит столько же, сколько один килограмм сахара. Налицо полная диспропорция затрат и дискриминация целой отрасли, основанная на отсутствии паритета цен и фактических производственных затратах различных продуктов, вне зависимости от того, являются ли они продуктами переработки или плодоовощной продукцией.
Вина сахаропроизводителей – сезонность производства? 30 лет экспериментов, видимо, недостаточно для того, чтобы определиться, что важнее — свободный рынок или сохранение отечественного производства. Отсутствие взвешенной стратегии развития рынка сахара подталкивает к новой волне банкротства сахарных заводов, открывая возможности для возврата на российский рынок производителей сырца из теплых развивающихся стран, как Индия, Бразилия и Таиланд. Два шага назад после одного вперед.
Готовность взять на себя решение проблем с занятостью, сохранением сельхоз земель, инфраструктуры, поддерживаемой пока еще сахарными заводами, кредитными нагрузками Правительство не подтвердило.
Любая лихорадка является признаком болезни, у которой есть причины и следствия. Люди, занятые тяжелым трудом в сахарной промышленности, многое сделали для выздоровления отрасли, и заслужили уважения к своему продукту и особой поддержки от государства, обеспечивающей условия для эффективного производства без оглядки на сезонность и оскорбительно низкое положение цен на продовольственном рынке, вынужденно продавая так дорого давшийся им сахар ниже себестоимости. Потеря времени при лечении чревато серьезными последствиями. Давно пора подписать соглашение о разграничении зон ответственности производителей и Правительства, которое до сих пор не берет на себя вину за сахарную лихорадку.
Комментарии
Сахарникам надо подучиться у овощеводов
Как получать прибыль на свободной рынке. А не ныть и перекладывать свои проблемы на плечи простого обывателя.
А вот и независимого аналитика сахарного рынка Елену Мунтеан
Галиматья
Статья -верх некомпетентности. Не только заметно, что « аналитик» Елена не в теме. Но и редкая экономическая безграмотность. Такое стыдно даже читать. Сразу захотелось цензуры. Может кто из правительства заказал? Дескать, вот такие они критиканы. Админ, такие опусы зачем размещаете? Позор же. У Вас же уважаемый сайт, а не «желтая» пресса.
Админ
Наша беспристрастная группа экспертов высказала в комментариях мнение о статье, мнение админа с ним совпадает более чем полностью.
А если серьезно, разбор таких "опусов" полезная вещь. Пусть люди читают с комментариями. Я послал ссылку на обсуждение со своими комментариями по статье главреду КВ, пока ответа нет.
это не первый перл "независимого от мозга" аналетига Е.Мунтян
Леночка - родственник бывшего председателя союза сахаропроизводителей Молдавии Анатолия Мунтяна. Позже работала у какого-то дистрибутора семян сахарной свёклы. За последние лет 15 уже не первый раз делает чудо-вбросы в Кр.ведомостях, журнале Сах.свёкла и др. И каждое её выступление - это "невероятный шедевр"!
Как лечить и кто доктор?
Думаю лечить данного автора нужно срочно, а доктор, конечно же пульмонолог, чтобы пулю из головы вытащил. Редкостный бред