Инсталляция Кары Уокер (Kara E. Walker): сахарный сфинкс, «Сладкие детки» и т.д.

Рафинирование сахара — это процесс, при котором тростниковое сырьё обесцвечивают, превращая коричневую массу в кристаллы или пудру белого цвета. Американская актуальная художница Кара Уокер (Kara E. Walker) усмотрела в нём глубокий символизм, из которого родилась концепция новой работы — гигантского белого сфинкса, установленного в помещении бывшей сахарной фабрики, пишет "Культурология".

Инсталляция называется «Деликатность» («Subtlety»). Посреди просторного промышленного помещения возвышается десятиметровая полистироловая скульптура. Сахарно-белая женщина с выраженно африканскими чертами и суровым выражением лица стоит на коленях и локтях в неестественной, очевидно копирующей египетских сфинксов, позе, готовая отвечать на вопросы незадачливых странников.

Левая рука загадочного сахарного сфинкса сложена в хорошо знакомый в нашей культуре жест: пальцы собраны в кулак таким образом, что большой зажат между указательным и средним. Художница объясняет, что этот знак в зависимости от контекста может обозначать множество разных вещей: от одного из старинных символов плодородия, до прямого оскорбления.

«Деликатность» в острой форме критикует стереотипы, которые на протяжении нескольких веков сдвоенным потоком расизма и шовинизма обрушивались в Америке на женщин африканского происхождения. Выгнутая спина, поднятый таз, подчёркнуто «женственные» формы, кошачья поза и преувеличенно грубые черты лица напоминают зрителям о том, что ещё совсем недавно средний белый мужчина воспринимал женщин с тёмной кожей как неодушевлённый сексуальный объект, неспособный на человеческие чувства и, следовательно, не заслуживающий деликатного обращения.


Рядом со сфинксом в ангаре расположились несколько небольших скульптур, изображающих детей цвета патоки. «Сахарные детки» («Sugar Babies») стоят вдоль пустых стен, покрытых вязким, тёмно-коричневым сиропом, добываемым из сырого сахара в процессе рафинирования. Художница объясняет, что полутораметровые фигуры основаны на когда-то очень популярных фарфоровых безделушках, изображавших маленьких пухлощёких рабов с корзинами, в которые можно было сложить разноцветные карамельки, чтобы предложить дорогим гостям.

Более ранняя инсталляция Кары Уокер (Kara Walker) похожа на шоу театра теней, в котором участвуют около 100 силуэтов. Она повествует о разных исторических событиях и важных современных проблемах, включая рабство, сексуальное насилие, права детей и женщин.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)