С начала нынешнего года в Украине вступает в силу законодательно закрепленная норма об обязательном содержании биокомпонентов в автомобильных бензинах. С первого января 2014-го в топливе, которым украинцы привыкли заправлять свои авто, должно содержаться не менее 5% биоэтанола, пишет Inpress.
Что принесет нам такое нововведение? Многие аналитики считают, что добавление биоэтанола повлечет за собой существенное подорожание бензина – до 5 гривен на каждом литре топлива, в то время как самые пессимистические прогнозы и вовсе предрекают нам полную остановку спиртовой и нефтеперерабатывающей отраслей нашей страны.
Многочисленные публикации в отечественных СМИ, периодические пресс-конференции, посвященные предстоящему событию, заявления разномастных чиновников и экспертов только добавляют адреналина украинским автолюбителям. И, пожалуй, не только им.
Вместе с тем, далеко не все и не совсем понимают, что же, собственно, должно произойти и чем все это обернется. Впрочем, для уяснения ситуации, для начала, пожалуй, следует разобраться, что же представляет собой этот самый пресловутый биоэтанол.
Этил – яд?
Этанол (он же этиловый спирт, метилкарбино́л, иле же ви́нный спирт) является действующим компонентом алкогольных напитков и в сознании человека, далекого от глубин химии, ассоциируется с простым и всем понятным словом «спирт». Однако биологический аналог этанола – биоэтанол – является спиртовым топливом и в отличие от простого спирта, из которого производятся алкогольные напитки, не содержит воды и производится укороченной дистилляцией. Именно поэтому он содержит метанол и сивушные масла, а также бензин, что делает его непригодным для питья.
Биоэтанол производится в процессе переработки растительного сырья (отсюда и приставка «био»). Большую часть биоэтанола в мире производят из кукурузы и сахарного тростника, однако в этих целях могут также использоваться и другие сельскохозяйственные культуры с большим содержанием сахара или крахмала: маниок, картофель, сахарная свекла, ячмень и пр.
В последние годы производство и потребление биоэтанола в мире неуклонно растет. Основная его часть производится в Северной и Южной Америке. Безусловными лидерами в этом плане являются Бразилия и США, на долю которых приходится около 80% мирового производства.
По оценкам Управления по охране окружающей среды США, бензин является крупнейшим источником искусственных канцерогенных веществ. Благодаря же добавлению биоэтанола бензин обогащается кислородом, что способствует более полному сгоранию и уменьшению выбросов окиси углерода на 30%.
Как это делается в Европе
Что касается ситуации с биоэтанолом в странах Евросоюза, то магистральный путь к его использованию был определен в 2003 году принятием соответствующей директивы о биотопливе 2003/30/EC. Она, в частности, устанавливала индикативные показатели замещения жидкого топлива биотопливом – 2% к 2005 году и 5,75% к 2010 году. При этом цели были не обязательными, хотя страны-члены союза должны были отчитываться о своем прогрессе в этом вопросе.
Вместе с тем выполнить нормы, запланированные на 2005 год, смогли только три страны – Германия, Австрия и Швеция. Очевидно ввиду посредственности результатов внедрения биоэтанола в апреле 2009 года появился на свет другой документ – директива 2009/28/EC, которая закрепляла обязательность использования уже 10% биотоплива до 2020 года.
Директива также определила, что во всех регионах Евросоюза должно быть гарантировано наличие инфраструктуры, которая бы обеспечивала заправки и поставки бензина без содержания биоэтанола для неадаптированных транспортных средств.
В настоящий момент в Европе только 6 стран производят биотопливо – Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания и Швеция. При этом в каждой стране разработана и осуществляется своя национальная политика стимулирования производства биотоплива, например полное или частичное освобождение производителей биоэтанола от уплаты налогов.
Биоэтаноловая зависимость
Безусловно главный из аргументов противников введения нормы биоэтанола – рост цены бензина. Особенно с учетом того, что собственных мощностей у нас для производства биоэтанола недостаточно, поэтому его придется импортировать.
В частности, по словам директора по взаимодействию с органами государственной власти компании «Wog» Андрея Пасишныка, при добавлении 5% импортированного биоэтанола бензин сразу увеличивается в цене на 2,5 грн. Соответственно, он будет неконкурентоспособным для продажи.
Далее, при добавлении биоэтанола в бензин у нас резко меняются физико-химические характеристики базового компонента. В результате - при изменении этих характеристик получается новый продукт, новое производство. Здесь мы сталкиваемся с дополнительным налогообложением в виде акцизного налога и еще получаем приблизительно 2 грн прибавочной стоимости.
Кроме того, как заметил эксперт, в следующем году производители биоэтанола в Украине смогут обеспечить лишь 40% рынка, а для 60% рынка придется биоэтанол импортировать. По его словам, еще одна проблема, с которой столкнутся производители бензина, если эта законодательная норма будет введена в действие — срок хранения бензина с биоэтанолом. Смесовые бензины можно хранить до трех месяцев, так что, если случится какой-то форс-мажор, этот бензин уже нельзя будет реализовать.
«Ни в одной из стран Европы не требуют добавлять биоэтанол во все без исключения марки бензина», - считает и президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.
По его словам, украинские производители биоэтанола не способны обеспечить выполнение нормы закона. Они физически не могут производить необходимые для этого уже в 2014 г. 250 тыс. т биокомпонента. Разницу придется закупать за рубежом.
«Так что вдобавок к зависимости от импорта нефтепродуктов Украина может попасть в еще одну зависимость – спиртовую», – полагает глава ассоциации.
Словом, немало экспертов сомневаются, что Украине удастся перейти на новые стандарты уже начиная с 1 января 2014 года. В государстве недостаточно производственных мощностей для выработки биоэтанола. Биопроект предусматривает использование порядка 300 тысяч тонн сырья, тогда как отечественная промышленность вырабатывает только 70 тысяч тонн продукта в год. К тому же и этот биоэтанол полностью выкупается производителями альтернативного топлива.
Кроме того, отрасль нуждается в тотальной модернизации. Отечественные спиртзаводы устарели и не способны выпускать продукт нового поколения в достаточном количестве. За 2 года удалось реконструировать 8 заводов, их максимальная производительность может составить порядка 110 тыс. тонн в год.
Даешь биоэтанол!
В отличие от скептиков в вопросе сплошной биоэтанолизации бензина, который используется в стране, у сторонников такой меры свои контраргументы. Главный из них – своих мощностей у нас вполне достаточно, поэтому пугать автолюбителей возможным подорожанием бензина из-за импорта биоэтанола не стоит. Более того, если дела наладятся, мы его сами готовы экспортировать.
В частности, недавно заместитель директора государственного предприятия «Укрспирт» Виктор Панков заявил, что ГП готово производить достаточное количество биоэтанола, который с 1 января 2014 года должен содержаться в бензине в объеме 5%. Более того, по его словам, «Укрспирт» в состоянии удовлетворить потребности не только для 5% содержания биоэтанола в бензине, но и 10%. При этом ничего менять и ничего строить не нужно. На сегодняшний день «Укрспирт» производит 100 тыс. тонн биоэтанола в год, а к 1 января 2014 года увеличит производство еще на 50 тыс. тонн в год.
Правда, Панков отметил, что заводы, которые были перепрофилированы под производство биоэтанола, уже не смогут вернуться к производству спирта в случае отмены нормы о добавлении биоэтанола в бензин, реализуемый в Украине.
Также, по его словам, к выпуску биотоплива уже готово 15 спиртовых заводов. А с началом полномасштабного производства биоэтанола Украина может наладить экспорт этого продукта.
«Я принимал участие в переговорах с ЕС. Насколько мне известно, существует договоренность, что нам дадут квоту до 100 тыс. тонн для экспорта биоэтанола в страны Европы», – отметил он.
Стоит отметить и тот факт, что в Украине более чем достаточная сырьевая база для производства биоэтанола. Как отмечал директор Института биоэнергетических культур и сахарной свеклы Николай Роик, Украина имеет возможность производить 3-3,5 миллиона тонн сахара. Внутренняя же потребность в этом продукте составляет от 1,8 до 2 миллионов тонн. Излишки же сахара в настоящее время не экспортируются, поэтому можно сахарную свеклу использовать для производства биоэтанола.
Кроме того, в Украине производится около 600 тысяч тонн сахарной мелассы в год, которая является побочным продуктом сахарного производства. Это позволяет получить 170 тысяч тонн биоэтанола. Такими объемами может быть покрыта внутренняя потребность в биоэтаноле, который идет для смесевого бензина. Поэтому это лучшее сырье с точки зрения цены, доступности и возможностей Украины.
Также стоит отметить, что в уже упоминаемом сообщении ассоциации «Укрцукор» также отмечалось, что переработкой сахара на сегодняшний день в Украине занимаются 38 заводов, тогда как в ноябре 2012 года свеклу перерабатывали 63 предприятия.
Стоит сказать, что балансовая мощность 76 предприятий спиртовой отрасли Украины составляет около 61 млн декалитров в год. Если учитывать, что половина из них простаивает и является убыточными, их вполне можно перепрофилировать на производство биоэтанола. Равно как и сахарные заводы.
Подводные камни
В общем, если исходить из сказанного выше и приведенных при этом мнений специалистов, казалось бы, особых препятствий для производства биоэтанола в Украине нет. Как, впрочем, и для его производителей.
В частности, при участии и поддержке Минагрополитики подготовлены и приняты законы, которые, в том числе, предусматривают существенные налоговые льготы для производителей биотоплива, льготы при уплате пошлин и налогов для импортеров техники и оборудования для производства биотоплива, поэтапное увеличение нормативно определенной доли содержания.
Словом, все, казалось бы, хорошо. Но в начале сентября на пути «биоэтанолового корабля» появился громадный и даже не подводный риф. В Верховной Раде был зарегистирован законопрект депутата Олега Зарубинсокого, которым предлагается внести изменения в закон "Об альтернативных видах топлива". В соответствие с этими изменениями добавление биоэтанолов станет обязательным только для бензинов, произведенных нефтеперерабатывающими предприятиями на территории Украины. По словам Зарубинского, у нас ежемесячно производится 70 тыс. т биоэтанола, а для того, чтобы обеспечить весь продаваемый в Украине бензин этим компонентом, нужно 250 тыс. т в месяц. Далее депутат предложил нефтеперерабатывающим заводам закупать эти 70 тыс. т, а импортеров от этого освободить.
Также Олег Зарубинский отметил, что целый ряд автомобилей не могут использовать топливо с биоэтанолом, и поэтому значительное количество горючего с этим компонентом рынку попросту не нужно.
Биоэтанол: благо или зло для вашего авто
Во всех этих страстях, развернувшихся вокруг высоких биоэтаноловых материй, простого отечественного автособственника по большому счету интересует два главных вопроса: как все эти нововведения отобразятся на цене топлива, что уже было описано выше и как непосредственно добавление биоэтанола в бензин отобразится на функционировании автомобиля.
Начнем с аргументов против.
Этанол – это отличный растворитель и окислитель, из-за чего в составе бензина он может повредить уплотнительные прокладки и другие пластмассовые детали автомобиля (чтобы этого не случилось, должны быть использованы нержавеющая сталь, пластик и т. п.). Именно по этой же причине этанол смывает все отложения, образовавшиеся в топливной системе и баке. Как результат - сразу после перехода на топливо с этанолом топливная система засорится.
Автомобили начинают потреблять больше топлива, зимой для прогрева двигателя потребуется больше времени. А карбюраторные автомобили для работы на этаноле требуют тонкой и точной настройки карбюратора.
Присутствие в спирте химически связанного кислорода требует уменьшения объема воздуха, необходимого для сгорания топлива, и не все инжекторы могут справиться с автоматической регулировкой.
Аргументы «за»
Этанол дешевле бензина, поэтому автомобильное топливо на основе бензина и биоэтанола также будет дешевле.
Смесь бензина и спирта содержит меньшее количество серы, бензола и прочих вредных для двигателя веществ. Соответственно, снижается и количество продуктов сгорания, которые ведут к повышенному износу двигателя и окисляют моторное масло. В результате и моторное масло, и двигатель служат дольше. По этой же причине дольше служат и свечи зажигания, а выхлоп автомобиля становится более экологичным.
Этанол более эффективно сгорает, имеет меньшую теплопроводность и высокое октановое число. В результате двигатель работает стабильнее, снижается риск его перегрева и прогорания впускных клапанов, отсутствует опасность детонации.
Вот только аргументы «против» относятся к использованию в двигателе высококонцентрированных смесей.
А 5% этанола в топливе на работе двигателя или целостности топливной системы не отразятся.
Более того, как отмечают специалисты, и 7%, и даже 10% этанола в бензине на характеристиках автомобиля почти не скажутся. Будет заметен лишь эффект, аналогичный использованию топлива с моющими присадками. Крайне важно лишь, чтобы биоэтанол содержал в себе не более 0,2% воды, так как это серьезно влияет на качество топлива, особенно в зимний период.
Собственно, на этом можно поставить точку. Стоит лишь отметить, что 5-10% этанола в топливе - это норма для большинства цивилизованного мира.
Биотопливо продается более чем в 40 странах, и в большинстве развитых стран приняты программы, направленные на поддержку производства экологичного топлива. И введение в действие этой нормы позволит Украине хоть и немного, но все-таки приблизиться к европейским стандартам жизни. Пускай для начала и техническим.
КОММЕНТАРИИ