Казахстан: Горький сахар

Если правительство пойдёт на строительство нового сахарного завода и вбухает миллиарды в развитие свекловодства - деньги будут потрачены зря, написал бывший председатель совета директоров «Азия Сахар» Тимур Сейтмуратов.

Умничать насчёт проблем Родины из далёкого далека, а тем более давать советы - чистейший моветон. Но поскольку тема сахарного дефицита заполнила всю ленту, позвольте пару слов старому солдату отрасли.

Мне всё-таки довелось не только быть акционером, председателем совета директоров и руководителем производственных компаний, владевших сахарными заводами, но и возглавлял я на протяжении нескольких лет Республиканскую отраслевую ассоциацию производителей сахара и сахарной свёклы, а также был сопредседателем

Межгосударственной ассоциации сахаропроизводителей государств-участников Таможенного союза. Ассоциация объединяла все сахарные заводы России, Казахстана и Беларуси. 

В 2011 в силу семейно-медицинских обстоятельств от дел в Казахстане мне пришлось отойти и переехать ради близкого человека в Америку. С тех пор занимаюсь вещами от казахстанского сахара бесконечно далёкими, хотя и консультирую пару вашингтонских аналитических компаний по рыночным процессам на постсоветском пространстве. 

Что ж, судя по всему, старые проблемы сахарной отрасли Казахстана за прошедшее десятилетие никуда не исчезли. 

Могу утверждать, что текущий сахарный кризис в стране ничем не отличается от тех кризисов, что за семнадцать лет моей работы в отрасли случались не раз и не два. Первый произошёл в далёком 1996. У нашей компании ED&F Man Sugar Kazakhstan в собственности на тот момент был Бурундайский сахарный завод. Разбор полётов проводил тогда молодой министр экономики Умирзак Шукеев. 

Суть перманентных сахарных кризисов в Казахстане даёт веские основания полагать, что если правительство сейчас пойдёт на строительство нового сахарного завода (а это как минимум 200 миллионов евро - цена современного эффективного предприятия) вбухает миллиарды тенге в развитие отечественного свекловодства - оно (правительство) совершит большую ошибку, если не сказать глупость. Деньги будут потрачены зря. 

Дело в том, что даже трёх заводов (Таразского, Меркенского, Карабулакского) при минимальной модернизации за вменяемые деньги вполне достаточно для удовлетворения потребностей страны в сахаре. Понятно, что производство будет из импортного сахара-сырца. Стоит отметить, что это не готовый продукт, а именно сырьё, которое даёт возможность работать заводам - значит, обеспечивает тысячи рабочих мест и налоговые отчисления в бюджет государства. В этом принципиальное отличие импорта сырья от импорта готовой продукции. 

Собственная сахарная свёкла (одна из самых капризных агрокультур, требующая интенсивного полива)  - это тема отдельного большого разговора. Здесь важно понимать, что возрождение своей сырьевой базы просто НЕВОЗМОЖНО без защиты внутреннего сахарного рынка от агрессивного воздействия внешних игроков, которые этот путь прошли начиная с 2000 года. И прошли они его именно под плотной защитой своих государств, закрывших рынок от импортёров. 

Замечу, что если у Казахстана нет возможности для восстановления свекловодства закрыть свой рынок (так было и есть везде, начиная от США и Европы до Китая и стран Юго-Восточной Азии) на несколько лет от российского и беларуского импорта, то история с кризисом будет повторяться снова и снова, напоминая американские горки - то густо, то пусто. 

Впрочем, определённое решение вопроса можно найти через введения в рамках ЕАЭС понятия «сахарного баланса», по примеру Евросоюза и США. К 2011 году сахарный бизнес  ЕАЭС почти подошёл к данному формату стабилизации общего рынка. Мне тогда пришлось чуть ли не жить в Москве, чтобы убедить  российских сахарных магнатов (почти всё производство сахара в России в 5-7 миллионов тонн в год контролируют всего пять корпораций - оцените масштаб) принять цивилизованные привила игры на общем рынке. 

Однако сахарники России, ожидая в тот год беспрецедентное ПЕРЕпроизводство сахара в последний момент пошли на попятную. В итоге 2011 запомнился не менее беспрецедентным завозом в Казахстан готового сахара из России по демпинговым ценам, масштабной ценовой войной, остановкой казахстанского производства и колоссальными убытками казахстанских заводов и фермеров.  

Друзья, чтобы не повторяться, с вашего позволения приведу ниже отрывки из давних публикаций по теме. Проблемы, повторюсь, остались прежними. Сами публикации поставлю в комментариях. Если кому-то интересно, можно будет посмотреть. 

И ещё. Сахарное производство в большинстве стран мира считается стратегическим. Сахар не только входит в потребительскую корзину граждан, но и является необходимым сырьём для ряда направлений пищевой промышленности. А это десятки тысяч рабочих мест и продовольственная безопасность государства. 

В связи с этим во многих странах действуют специальные «сахарные режимы». Само это понятие, к слову, было введено ещё Петром Первым специально для развития свеклосахарного производства, которое на тот момент являлось абсолютным ноу-хау. 

*** 

Интервью от 2004 года. «АиФ Казахстан». 

… В советское время в Казахстане было восемь сахарных заводов, и работали они не менее 10 месяцев в году. Но из-за несанкционированного демпингового завоза сахара соседними странами в Казахстан, а по сути дела - экономической интервенции, возникла ситуация, которую мы наблюдали в 1996 году.

Тогда на нашем сахарном рынке присутствовало восемь активных операторов, которые занимались переработкой и продажей сахара на внутреннем рынке, и еще работали шесть из восьми заводов, имеющихся на тот момент. Но уже к началу 1997 года на рынке Казахстана остались всего два оператора и два завода.

… Сахарная интервенция оказалась успешной. Многие крупные компании, взявшие заводы в управление (если помните, была тогда такая экономическая схема), просто обанкротились.

… Вернусь к тому же примеру 1996 года. В результате массированного беспрецедентного демпинга из России цена на сахар за полгода рухнула более чем на 55 процентов. Но рынок не терпит таких перекосов. И уже к летнему сезону 1997 года цена буквально за неделю взлетела на 50 процентов! Население было в шоке. Во многих городах отмечались даже так называемые сахарные бунты. Правительство тогда было вынуждено прибегнуть к абсолютно нерыночным механизмам, директивно приказав сахарным компаниям остановить рост цен.

… Сегодня наш сахарный рынок не стабилен, не защищен и не сбалансирован. Это привело к тому, что казахстанское свекловодство - немаловажная отрасль сельского хозяйства - пришло в упадок. К концу 80-х годов в Казахстане собиралось до 2 миллионов тонн сахарной свеклы. А к концу 90-х выращивалось максимум 100 тысяч тонн.

… Возрождение свекловодства как бизнеса возможно только, повторюсь, при стабильном и защищенном рынке - когда сахарозаводчики смогут гарантировать крестьянам из года в год стабильную цену за их свеклу. Такое возможно только при наличии уверенности у производственников, что сахар, который они произведут из свеклы, купленной у крестьян по интересной для них цене, может быть продан с рентабельностью хотя бы 10 процентов. А это, в свою очередь, возможно только при государственной защите от внешнего импорта, от внешнего воздействия на рынок. Тогда уже через 3-4 года можно будет говорить об успешном возрождении свекловодства.

… - Ну да, так сказать, выгодно-перспективную цепочку проследить несложно: производство - расширение сырьевой базы - развитие свекловодства - привлечение сопутствующих предприятий, создание рабочих мест - уменьшение оттока валюты за рубеж - увеличение налоговых поступлений… Тогда за чем дело стало?

- Ну, такие вопросы на государственном уровне с кондачка не решаются. Здесь важно, чтобы не случилось вот чего. Знаете, как у нас любят иногда: достать шашку - и сразу порубать то, что создавалось годами.… Я хочу отметить, что очень важно сейчас, сохраняя режим, благоприятный для импорта именно сырья, а не сахара из других стран, постепенно давать развиваться отечественному сахарному производству и свекловодству. И шаг правительства, если оно сможет оградить внутренний рынок от импорта готовой продукции, в этом отношении будет достаточно стимулирующим. Сами сахарозаводчики, сам рынок отрегулируют постепенный перенос акцента с импортных поставок на закуп местного сырья.

*** 

Публикация от 2011 года. «Курсив». 

Регулировать рынок сахара в создаваемом Россией, Казахстаном и Беларусью Евразийском союзе по принципам Европейского союза предлагает президент Ассоциации производителей свеклы и сахара РК Тимур Сейтмуратов. По его словам, этот опыт может быть применен практически ко всей продукции агроперерабатывающего сектора.

Предлагаемая схема будет действовать следующим образом. Комиссия, созданная всеми странами-участницами, определяет так называемый «сахарный» баланс, то есть суммарный объем производства, необходимый для удовлетворения потребностей на рынках трех стран, и определяет «вилку» цен, которыми руководствуются производители. Последние вправе производить излишки и реализовывать их вне границ. Такие механизмы успешно действуют в ЕС.

«Ядром всей системы регулирования в ЕС, в отличие от других сельскохозяйственных рынков, подлежащих регулированию, было не сырье, то есть не сахарная свекла, а готовый продукт – сахар», – пояснил «Къ» г-н Сейтмуратов.

Каждая страна ЕС имеет свою квоту производства. Эти квоты распределяются между отдельными компаниями, которые, в свою очередь, определяют объемы производства сахара на сахарных заводах, и далее – сахарной свеклы в сельскохозяйственных предприятиях, заключая с ними контракты на поставку.

Как сообщал президент ассоциации ранее, если не предпринять необходимых мер, уже в этом году заводы по производству сахара – «умрут». В 2012 году возникнет тотальный дефицит и произойдет резкий рост цен. 

США в этом году в рамках политики нового  курса был принят Закон Джонса–Кастинга, предусматривающий ежегодное определение необходимых поставок сахара на внутренний рынок, при разумных ценах – для потребителей и справедливых ценах – для производителей; разделение территории США между внутренними поставщиками и импортерами с помощью квот; распределение этих квот между переработчиками внутри каждой внутренней зоны; регулирование производства в каждой зоне в соответствии с квотой; равное распределение доходов от реализации сахара между фермерами, переработчиками и наемными сельскохозяйственными рабочими.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)