Россия: Общественники решили контролировать рост цен в ритейле

Молодежный парламент предлагает запустить общественный контроль за ценами на социально значимые продукты. Как сообщил Росстат, по итогам 2021 года продовольственная инфляция составила 10,62%, что выше показателей 2020 года — тогда цены выросли на 6,69%. Однако в реальности некоторые товары из числа базовых дорожали гораздо значительнее — например, сахар на 70%. На ситуацию обратил внимание президент России. В результате сначала были введены «жесткие цены» на подсолнечное масло и сахар, затем торговые сети отменили наценку на базовые продукты. Подробности — в материале «Известий».

Давление со всех сторон

Летом 2021 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку торговых сетей в ответ на сообщения о росте цен на продукты. Ценовой сговор не подтвердился, зато обнаружились высокие наценки на продукты — до 22%. К январю ритейлерам пришлось опустить их до 13%, хотя снижение может быть еще более значительным.

Молодежный парламент совместно с независимыми аналитиками и экспертами АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» анонсировал мониторинг цен в категории социально значимых продуктов питания в торговых сетях. Общественники инициировали встречу с представителями крупнейших ритейлеров, в ходе которой заявили о своих планах: еженедельно во всех административных центрах субъектов РФ и городах федерального значения участники общественного контроля будут фиксировать минимальные цены на социально значимые товары в магазинах федеральных торговых сетей «Пятерочка», «Магнит» и «Дикси». В список социально значимых товаров для мониторинга вошло 15 позиций, среди которых овощи «борщевого набора», куриные яйца, сахар, соль, подсолнечное масло, молоко, гречневая и рисовая крупы, макаронные изделия, хлеб, мясо курицы.

По мнению председателя Молодежного парламента Дмитрия Шатунова, проблема роста цен на базовые продукты нуждается в регулярном общественном контроле. «С одной стороны, мы регулярно слышим о договоренностях государственных надзорных и регулирующих органов с представителями торговых сетей и производителей об ограничении наценок, с другой стороны, цены продолжают неизменно расти. Как общественники мы хотим контролировать соблюдение сторонами их публичных договоренностей», — заявил Шатунов.

Методику проведения мониторинга роста цен разработали независимые эксперты АНО «Институт развития предпринимательства и экономики», которые также будут отвечать за анализ полученных данных и публикацию результатов общественного контроля.

Наталья Назарова, руководитель АНО, считает, что проблема роста цен требует комплексного подхода и внимательного изучения всей производственно-логистической цепи — от льготного НДС на продукты и снижения эквайринга до поддержки сельхозкооперации и внедрения механизмов адресной помощи населению. По мнению эксперта, регулярный мониторинг цен — это базовый и крайне важный шаг для стабилизации ситуации, но далеко не единственно возможная мера борьбы с ростом цен.

Еще в октябре 2021 года Минпромторг сообщал, что у ритейла мало возможностей сдерживать рост цен на продовольственные товары. А по февральским оценкам экспертов АНО «Институт развития предпринимательства и экономики», подорожание продуктов крепко связано с внешними факторами: это рост цен на импортное оборудование, сырье и материалы, необходимые для сельского хозяйства; колебания рубля относительно доллара; общая динамика мировых цен на продукты и на газ. Есть и факторы внутри страны: увеличение затрат на логистику, пандемия и дефицит рабочих рук в сельском хозяйстве. К тому же в 2020 году был плохой урожай из-за непогоды, поэтому подорожал «борщевой набор».

В связи с этим речь должна идти не только о принудительных ограничениях на наценки торговых сетей. В частности, нужно оказать поддержку сельскому хозяйству, проанализировать проблемы во всей производственно-логистической цепочке. Хлебопекарным и животноводческим предприятиям Минсельхоз уже анонсировал субсидии в размере 12,5 млрд рублей. А логистическим компаниям власти могут «рекомендовать» не повышать тарифы на транспортировку продуктов.

По мнению экспертов АНО, не лишним было бы внедрение адресной помощи тем слоям населения, которые не могут обеспечить себя базовым минимумом продуктов. Другой мерой мог бы стать выпуск товаров под государственной торговой маркой — по аналогии с собственными брендами сетей, которые всегда отличаются низкими ценами. Кроме этого, считают специалисты, производителям нужны налоговые льготы.

Ответ торговых сетей

В январе 2022 года ритейл согласился ограничить наценку на социально значимые продукты. При этом уже установленные наценки, которые ниже этих значений, расти не будут. В X5 Retail Group считают, что эффект от инициативы будет, если включатся все игроки рынка — и ритейлеры, и производители, и поставщики. В «Ашане» сообщили, что часть товаров в сети реализуют даже ниже закупочной стоимости. А «Магнит» считает ограничение наценки мягким способом снизить инфляционное давление на доходы россиян и готов поддержать реализацию этой идеи в отношении 200 товаров на полках сети.

Регуляторам снижения наценок до 10% оказалось недостаточно. Теперь они хотят опустить этот уровень до 5% — как минимум для овощей, хлебобулочных изделий и молочных продуктов. В частности, в списке находятся свекла, капуста, лук, морковь, картофель («борщевой набор»), молоко, кефир, творог, сливочное масло. А на отдельные категории в Минсельхозе намерены полностью убрать торговые наценки уже к 1 июля.

Первый отчет о добровольном ограничении наценок на продовольственные товары в ФАС направила X5 Retail Group. В документе прописаны средние закупочные и розничные цены на продукты в магазинах «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик», а также показатели наценки на социально значимые товары. По мнению эксперта BMS Group, ритейлер страхует себя подобным шагом от избыточного регулирования.

По итогам февраля в ФАС также должен поступить отчет от АО «Тандер». Пока от компании пришел только перечень товаров, на которые уже установлена минимальная наценка на текущий месяц.

Сейчас ФАС работает над тем, чтобы привлечь к этой работе региональные и местные сети. Некоторые ритейлеры в регионах уже заключают договоренности с властями: в частности, Metro Cash & Carry, «О’кей», «Кировский», «Верный». Их «социальная корзина» содержит 10-25 позиций, а наценка колеблется от 0 до 10%.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)