«Хотелось бы, чтобы государство ответило на инициативы бизнеса введением продовольственных карт» - Михаил Бурмистров об ограничении наценок на социально значимые товары в торговых сетях
Розничные сети, включая «Магнит» и «Пятерочку», объявили о добровольном ограничении наценки в пределах 10% на социально значимые товары. Речь идет о таких продуктах, как хлеб, молоко, крупы, вермишель, овощи борщевого набора и пр. Генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров рассказал «Ъ-Кубань», чем продиктовано такое решение.
«В условиях ускорения инфляционных процессов и четкого запроса от государства ритейлеры еще в прошлом году начали тестировать различные форматы сдерживания цен, с учетом позитивного опыта которых бизнес принял социально ориентированное решение, у которого есть позитивные последствия и в части GR (Government Relations), и в части повышения лояльности покупателей. При этом в нем заложен инструмент повышения конкурентоспособности и привлечения клиентов.
Не стоит забывать, что сегодня крупнейшие ритейлеры активно развивают сети дискаунтеров. В том числе: развитие портфелей собственных торговых марок, инвестиции в логистику, прямой импорт и собственные агропредприятия. Это позволяет повысить уровень контроля над цепочкой издержек «от поля до прилавка» и предложить покупателю товар по справедливой и доступной цене. Озвученный уровень наценки примерно в 1,3-1,5 раза ниже фактических затрат торговой сети на логистику, персонал, аренду магазинов и коммунальные платежи и т. д. Таким образом, продажи этих товаров будут осуществляется в убыток. Но с другой стороны – это вопрос построения доверительных отношений с потребителем. Это привлечет покупателей, которые вместе с социальными продуктами готовы приобретать и более дорогие товары со стандартной наценкой.
Бизнес первым сделал шаг навстречу государству, несмотря на то, что находится в "ценовых ножницах": наблюдается серьезный рост логистических издержек, выросла стоимость упаковки, заработные платы персонала и пр.
Хотелось бы, чтобы государство отреагировало введением продовольственных карт, с помощью которых малообеспеченные граждане смогут потратить определенное количество средств на покупку отечественных продовольственных товаров. Это одновременно инструмент поддержки социально незащищенных слоев населения и стимулирование отечественных производителей. Да, история про талоны и карточки болезненная для нашей страны, но давайте вспомним про опыт США, где вполне эффективно реализуется программа льготной покупки продуктов Food Stamps.
Инструмент регулирования цен, который был опробован в 2021 году имеет серьезные недостатки, так как формирует дисбалансы в производственном, оптовом и розничном звене и крайне сложен в администрировании, поэтому я считаю, что необходимо заострить внимание на тех малообеспеченных потребителях, который в России от 25 до 30 млн и которым помощь действительно нужна, которые критически страдают от инфляционных процессов.
Самое худшее решение – госрегулирование цен на некоторые виды товаров, как это было сделано в прошлом году с сахаром и маслом. Это привело к дисбалансу на рынке и нанесло удар по производителям кондитерских изделий, на которых производители сахара и масла переложили издержки, связанные с сохранением цен в оптовом и розничном звене на уровне, установленном государством. Сегодня все представители власти и бизнеса понимают, что возвращение к такому механизму, который государство назвало вынужденной мерой, это самая опасная для экономики ситуация, которая подрывает инвестиционную привлекательность АПК и пищевой отрасли России.
Именно поэтому торговые сети предложили самостоятельно установить стоимость разумного набора продуктов, который позволит малообеспеченным потребителям сформировать корзину по минимальным ценам. Это большое подспорье для покупателей, реальные доходы которых "съедает" аномально высокая инфляция».
КОММЕНТАРИИ