Сюжет Телеканал ОНТ.
Будем ли с хлебом и что к нему положим на стол? К этим земным темам на неделе не раз обращается Президент. Но говоря о продовольственной безопасности, Александр Лукашенко вдруг вспоминает и Солнечную систему, и британского премьера. К чему? А вот репортаж Анны Пыж, где это, а еще рецепт того самого – сейчас обязательно вспомните вкус детства – бутерброда с сахаром, в который, впрочем, на днях едва не насолили.
Волна дефицита в 80-х, а потом и 90-х у большинства белорусов до сих пор вызывает что-то сродни фантомным болям. Пустые прилавки и талоны на товары первой необходимости: мыло, чай, крупы и, конечно, сахар – и как такое забыть?! Казалось, в наши дни подобное и представить-то сложно. Но как-то так уж вышло, что всего пара фотографий смогла поднять такой переполох!
Отправляемся в Слуцк – на один из крупнейших сахарных заводов, чтобы разобраться, куда делся сахар и почему его до сих пор (а скоро уж месяц) покупают больше, чем обычно. В обеденный перерыв в магазин у завода забегают все местные сладкоежки, только вот сам сахар никто не берет.
На пике оборот только этого магазина вырос в пять раз. Но нас, конечно, куда больше интересуют склады. И вот он – в золотом сиянии – вожделенный продукт.
Виталий Марковец, заместитель директора Слуцкого сахарорафинадного комбината: «В год есть несколько всплесков: закатки березового сока и летом – ягоды. Яблоки – вроде уже тоже варенье сделали. Было очень большое удивление, что увеличились продажи сахара. В сутки торговля белорусская потребляет около 300 тонн. Суммарная мощность производства 290 тонн в сутки сахара фасованного. Какой-то… Нет, непонятен спрос, потому что это было не в сезон. Старожилы говорят, что в сентябре-октябре не наблюдали такого много лет».
В спокойном режиме один только Слуцкий завод способен обеспечить сахаром всю Беларусь. А заводов четыре. То есть представить дефицит в масштабе страны крайне сложно. Да, сейчас склады не забиты под завязку – и это нормально! Ведь полным ходом идет переработка нового урожая. К декабрю здесь в прямом смысле свекле негде будет упасть.
Свежий сахар продают сетям и переработчикам, параллельно закладывают на хранение. Только эти емкости на 35 тысяч тонн.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Запасы на складах огромные, и переработку начали. И вдруг что-то там обвалилось. Смотрите, мужики, еще раз обвалится – этот обвал будет от торговых сетей до правительства. Я понимаю, если какое-то несчастье и чего-то не хватает. Видите ли, "не успели завезти, логистика подвела". Это что, в Великобритании? Где водителей не хватает, чтобы топливо завезти на заправку. Так я не Джонсон, я же знаю, откуда ноги растут. Поэтому смотрите, чтобы у нас ни по ценообразованию, ни по поставкам в магазины для населения не было перебоев с товарами».
Так это все на ровном месте или не бывает дыма без огня? В «Белгоспищепроме» только-только отошли от шока. Ведь сахар в Беларуси продается в ста тысячах торговых точек.
Анатолий Бубен, председатель концерна «Белгоспищепром»: «Если в 1-2 дня пошел ажиотаж и разобрали весь сахар, завести в сто тысяч точек одномоментно не получилось. Где-то через день, где-то через два эти потери сахара в магазинах восполнили. Сегодня я не знаю, где бы не было сахара».
Здесь разобрали едва ли не поминутно, как разгорались страсти по сахару. Нет, о теории толпы, конечно, слышал каждый, но чтоб вот так!
Анатолий Бубен, председатель концерна «Белгоспищепром»: «Перед тем, как начинать новый сезон переработки, мы стараемся, чтобы на складах наших заводов было минимальное количество сахара. И вот минимальное количество сахара – это было 10 тысяч тонн. Для розницы 10 тысяч тонн достаточно примерно на 20 дней. Поэтому минимальные складские запасы в начале сентября – может быть, это какие-то слухи спровоцировало. Потом вы видите, что дорожают многие продукты питания, а сахар сегодня – самый дешевый продукт. И все ждали, что логично должен подорожать и сахар нового урожая, но этого не произошло и не произойдет. Поэтому отсюда и слухи. А люди приходили покупали по 100, по 600 кг некоторые сразу. Это чудо какое-то! Ну, заготовились – и слава богу!»
Сам завод отделался, как говорится, легким испугом. При том, что в сезон и без того работает круглосуточно. Но главное: здесь помнят, как сложно всего несколько лет назад продавался сахар. А благодаря запасливым белорусам его забирали буквально с колес.
Виталий Марковец, заместитель директора Слуцкого сахарорафинадного комбината: «Можем предположить, что в следующие месяцы спрос будет ниже, чем обычно. Если снизится спрос, будет предложено на внешние рынки».
А вот это интересно! На мировом рынке цена сахара за год выросла наполовину. Белорусский – один из самых, если не сказать, самый дешевый. На внешних рынках за ним выстраивается очередь. Что-то подобное происходит и с картофелем, который – о ужас! – Беларусь ввезла в разгар уборочной! По крайней мере, так это преподнесли отдельные эксперты. Дело в том, что ввезли 570 тонн на нужды переработки – чипсы, картошка фри и вот это все. А экспортирует страна в этом году 400 тысяч тонн картофеля. И это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Александр Субботин, заместитель премьер-министра Беларуси: «Грубо говоря, истерика – то яблоки, то огурцы, то гречка, то сахар – как-то это становится традиционным. Это неправильно. Помните, в прошлом году люди активно затаривались гречкой, боясь локдауна, а потом усиленно ее ели на протяжение всего лета и всей осени? То же самое будет и сегодня, если все активно пойдут закупаться».
Вообще, то тут, то там слышны опасения, что кому-то чего-то не хватит. В Британии, кстати, коллапс не только с водителями бензовозов, но и мясниками. Труд непростой, а потому, говорят там, нужны мигранты. И где нам понять тех британцев? Но это ладно. Крупнейший мировой производитель чипсов предупреждает, что с ними можно прохрустеть. Другие боятся, что на весь мир не хватит макарон из твердых сортов пшеницы. И, пожалуй, самое волнующее – на батончики одной известной марки может не хватить кокосовой стружки. Так что с мечтами о райском наслаждении, похоже, пора завязывать.
Доля иронии здесь возможна лишь в том смысле, что в мире уже несколько лет растет число людей, которым не до «Лэйс» и не до «Баунти» с «Твиксами» – им вообще нечего есть. Такими темпами голодающих через десяток лет будет под миллиард – и это без учета пандемии! Цены на продовольствие за год выросли более чем на треть. Так что когда Президент в очередной раз созывает совещание по сельскому хозяйству, то это точно не от нечего делать.
Александр Лукашенко не зря торопит аграриев. В этом сезоне работы в полях как никогда накладываются друг на друга. И пусть урожай не так хорош, как годом ранее, он выше среднего за пятилетку. Пожалуй, это все, что нужно знать тем, кто так боится остаться голодным.
Мировые новости о возможном дефиците продуктов и, как следствие, высоких ценах Президент, конечно, знает. Как знает и то, что средний чек – хочешь-не-хочешь, а растет. И хоть растет он не за счет белорусского сахара или гречки, Александр Лукашенко предупреждает: тот, кто играет с ценами, рискует доиграться.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Объективно – бешеный рост цен, в мире подорожало продовольствие очень сильно. Скоро в два раза мы получим рост цен на продовольствие в мире. Подорожали металлы, природный газ… Все подскочило в цене. Конечно, мы должны это видеть и в этой дикой рыночной вакханалии найти какой-то свой путь, чтобы сдержать цены. Поэтому мною поручено, прежде всего профсоюзам, Комитету госконтроля, соответствующим подразделениям правительства и депутатам, обратить серьезное внимание, изучать цены и принимать конкретные решения. Надо пережить этот момент и не дать возможности тем, кто привык наживаться на росте цен, это сделать. В противном случае придем уже к действительной революции. Люди этого не выдержат».
Сейчас в стране действует механизм, сдерживающий рост цен на социально значимые товары. Кстати, сахар там тоже есть. Более того, Президент предлагает рублем наказывать тех, кто беспричинно переписывает ценники. Об этом Александр Лукашенко скажет на встрече с республиканским союзом потребительских сообществ. Это ведь они не только торгуют на селе, занимаются переработкой, но и отвечают за сохранность урожая. А в межсезонье цены по традиции взлетают – и отнюдь не из-за пандемии.
Президент хоть и сравнивает потребкооперацию с Солнечной системой – в смысле ее глобальности, – но и тут же заземляет. Вообще, вот так подумать – а много ли продуктов для счастья надо? В рецепте из детства Александра Лукашенко всего пара ингредиентов…
И если уж тогда хватало сахара на бутерброд, то сейчас тем более. В этой всей товарно-магазинной круговерти, пожалуй, важно помнить лишь одно – понятия «дефицит» и «ажиотаж» рука об руку ходят.
КОММЕНТАРИИ