Сладость бытия: продажи кондитерки за рубеж подскочили почти на 20%

Экспорт сладостей из России вернулся на допандемийный уровень. Он увеличился почти на 16–20% в натуральном выражении и в деньгах до 329,6 тыс. т и $709,5 млн. Об этом «Известиям» рассказали в Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд». Подавляющий объем продаж приходится на шоколадные изделия. Такой рост связан с восстановлением спроса за рубежом после снятия ограничений, связанных с пандемией, отметили в Минсельхозе.

Мучной вопрос

Экспорт кондитерских изделий из России по итогам первого полугодия 2021-го вырос в натуральном и денежном выражении. Объем поставок увеличился на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 329,6 тыс. т. Сумма продаж — $709,5 млн, это +19,3%. Объем экспорта сладостей превысил уровень аналогичного периода и допандемийного 2019 года. Об этом «Известиям» рассказал исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин.

Российские компании продавали за рубеж в основном шоколадные изделия. На их долю пришлось 47,7%, или $338,6 млн, в натуральном выражении — 39,9%, или 131,7 тыс. т. Поставки шоколадной продукции (в тоннах) выросли на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это самый высокий показатель по динамике роста среди всех видов сладостей. Экспорт мучной продукции в первом полугодии 2021-го вырос на 12,8%, до 146,6 тыс. т. Поставки сахаристых кондитерских изделий (зефиры, мармелады и другое) также увеличились на 14,4%, до 51,3 тыс. т.

География поставок представлена 94 странами, основными покупателями остаются государства ближнего зарубежья: Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, страны Средней Азии. Максимальная доля в общем объеме экспорта у Казахстана — 27%. Вячеслав Лашманкин отметил, что продажи растут и за счет расширения экспорта на относительно новых для российских игроков направлениях. Среди стран, показавших прирост более 100%, — Сербия (+373%), Нигерия (+368%), Афганистан (+323%), Йемен (+155%), Болгария (+120%) и Бразилия (+110%).

В «Асконд» добавили: внутренний рынок кондитерских изделий в РФ оценивают примерно в $10,4 млрд. Это восьмой рынок мира в денежном выражении, при этом РФ выступает пятым крупнейшим производителем кондитерской продукции.

— В отношении новых направлений экспорта важно оценивать не столько процентное увеличение объемов поставок (тут все-таки есть эффект низкой базы), сколько смотреть на расширение географии рынков. А это и страны Ближневосточного региона, и страны Европы, и государства Южной Америки, — подчеркнул эксперт. — Российские кондитерские изделия набирают популярность в мире, и это очень важный результат.

По его мнению, такая динамика дает основания предположить, что к концу 2022 года Россия может стать крупнейшим поставщиком шоколада и шоколадных кондитерских изделий в Китай. Росту экспорта должен содействовать запуск государственной Программы продвижения российской кондитерской продукции на рынок КНР.

Гибкий ассортимент

Как свидетельствует статистика федерального центра Минсельхоза «Агроэкспорт» на 4 июля, продукция масложировой отрасли, зерновые, рыба и морепродукты остаются основой российских продаж за рубеж. Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности находится на пятой позиции, а 30% этой категории приходится на кондитерские изделия. Крупнейшие импортеры отечественной продукции — Китай, ЕС и Турция.

То есть пока сельскохозяйственное сырье остается базой экспорта, сказал «Известиям» генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Продажи готовой продукции за рубеж требуют маркетингового продвижения. Как правило, они характерны для стран с налаженными связями, например государств, которые входят в Евросоюз. Также развитию продаж брендовых товаров способствует выход торговых сетей на зарубежные рынки — они выступают проводниками готовой продукции. Пока российские ритейлеры активно не расширяют свою географию. Обычно они продвигаются в близлежащие страны, например в Казахстан. Эксперт подчеркнул, что сельскохозяйственное сырье составляет значительную часть экспорта многих развитых стран.

— Среди факторов, влияющих на популярность отечественной кондитерской продукции за рубежом, можно отметить широкий спектр товаров, и готовность производителей гибко работать с ассортиментом, исходя из потребностей конкретного экспортного рынка, — сказали «Известиям» в пресс-службе Минсельхоза. — Кроме того, высокие темпы роста экспорта в текущем году связаны с восстановлением потребительского спроса после снятия карантинных ограничений на ключевых рынках, в частности в Китае.

Отечественная продукция высоко ценится в странах бывшего СССР, что позволяет наращивать поставки в данном направлении, добавили в министерстве. В Минсельхозе уверены: российская кондитерская отрасль демонстрирует высокий уровень конкурентоспособности на внешних рынках. Развитое производство внутри страны позволяет предприятиям эффективно работать с себестоимостью и формировать конкурентную ценовую политику.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)