Россияне замечают рост цен на социально значимые продукты, вопреки действию механизма государственного регулирования, чему есть простое объяснение, рассказал ФБА «Экономика сегодня» проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.
Механизмы «ручного» регулирования цен на продуктовые и социально значимые товары, считает 69% россиян, принявших участие в опросе платформы Superjob, оказались неэффективными: рынки и продавцы сталкиваются с негативными последствиями вынужденных попыток властей стабилизировать стоимость.
Соглашения о фиксировании цен российские власти подписали с производителями 16 декабря 2020 года. Тогда же глава Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Патрушев заявил, что цены на сахар и подсолнечное масло должны понизиться до 21 декабря 2020 года включительно.
Тип российской экономики исключает «ручные» механизмы
Соответствующие меры сохранятся до конца первого квартала 2021 года, в рамках которых предельная цена на сахар-песок в опте должна составлять 36 рублей за килограмм, на подсолнечное масло - не превышать 95 рублей. В рознице стоимость сахара и масла должна варьироваться в пределах 46 и 110 рублей соответственно.
На деле тенденция проявляется в обратном направлении. Стоимость на указанные категории товаров продолжает расти, а производители начинают испытывать тревогу перед будущим. Экономист Александр Сафонов объясняет это повышением себестоимости, которое влияет на рост цен даже при установке обычных наценок.
«Невозможно в рыночной экономике, в отличие от плановой, проводить то регулирование цен, которое в декабре утвердило российское правительство, по одной простой причине: есть фермеры или производители, сбывающие продукцию, которая должна окупать все затраты. И если этого не происходит, наступают разорение и другие последствия. Поэтому простое сдерживание цен не помогает, нужно делать иначе», - объясняет парадокс на внутреннем потребительском рынке эксперт Сафонов.
То что ситуация медленно но верно выходит из-под контроля, подтверждает и обеспокоенность представителей 15 союзов и ассоциаций производителей, переработчиков, поставщиков, потребителей и розничной торговли продовольственными товарами.
Они проанализировали проблему и направили письмо с заключением от имени Ассоциации участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» главам Минэкономразвития, Минпромторга, Минсельхоза и ФАС России. В письме они предложили не расширять государственное регулирование цен, способное привести к серьезным проблемам.
В плюсе и минусе: почему возник ценовой дисбаланс
Госрегулирование в рамках рыночной экономики все-таки способно оказать положительный эффект, но краткосрочный, что наблюдалось в декабре 2020 года и в январе 2021 года. При сохранении механизма, считает эксперт Сафонов, проблемы из-за роста затрат производителей только обострятся, а решать они их начнут логичным ограничением объема продукции, поставляемой торговым сетям, вплоть до истечения сроков регулирования.
Подобный подход способен спровоцировать перебои поставок на прилавки, подтолкнуть цены вверх, вызвать признаки дефицита предложения. Выигрывают в такой ситуацию лишь те торговые сети, которые стали участниками соглашения с правительством – они производят менее 40% закупок, но напрямую у производителей.
«Власти договорились с основными участниками рынка, которым поставку товаров осуществляют логистические центры. Но что сделать с остальными? Есть много магазинов, не входящих в группы «Пятерочка», «Дикси» или другие крупные сети.
Остается финансировать тех участников, которые в наибольшей степени страдают от сложившейся ситуации, либо пытаться помогать субсидиями производителям», - пояснил эксперт.
Остальная часть участников рынка действительно испытывает сложности, в первую очередь, уточняет Сафонов, с покупкой товаров по отрегулированным ценам, но не у производителей, а у посредников-дистрибьютеров, на которых действие соглашения не распространяется. Объем приобретаемых ими товаров не у оптовиков или производителей для дальнейшей реализации тем или иным предприятиям или мелким торговым точкам составляет более 50%.
Дистрибьютеры, конечно же, имеют возможность приобретения того же литра подсолнечного масла по оптовой цене в 95 рублей или килограмма сахара за 36 рублей. Но перепродавать эти товары они будут уже не по стоимости, которая не должна превышать установленную правительством планку, а дороже, потому что так выгоднее.
Магазины или предприятия, в свою очередь, откажутся от такого предложения и купят товары и выставят их на прилавке или включат в производство продукции с учетом не той цены, что установили власти: масло потребителям начнут реализовывать не за 110 рублей, а сахар – не за 46 рублей.
Не расширять: чем заменить госрегулирование цен
В других случаях дистрибьютеры, которые, напомним, занимают большую часть рынка, вовсе не спешат продавать купленные по низким оптовым ценам товары, потому что после окончания правительственного срока соглашения, сбыть их можно будет еще дороже, чем сегодня.
При укреплении подобной тенденции, полагает Александр Сафонов, и вовсе может пострадать национальная экономика в связи с приостановкой или перебоями в работе некоторых промышленных производств.
«Решить проблему, нарастающую на внутреннем потребительском рынке, и предотвратить угрозу потребительского дефицита можно единственным способом: власти должны рассмотреть возможность «распечатки» резервов по сахару, крупам или другим товарам. Это позволит выбросить на прилавки достаточное количество дополнительной продукции при появлении серьезных признаков ее нехватки», - заверил экономист.
Пересмотр соглашений и ценовой политики в целом, а также отказ от «ручного» управления рыночными механизмами, считают в экспертном сообществе, позволит в 2021 году избежать спада капиталовложений в отрасль, отказа производителей работать на полную мощность, роста цен и реального дефицита социально значимых товаров.
КОММЕНТАРИИ