Интервью генерального директор АО «Фирма “Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева”» Евгения Хворостина газете Коммерсанту.
По итогам 2019 года «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева» выручил 53,19 млрд руб. и в нынешнем году, несмотря на пандемию, намерен нарастить продажи примерно на 10%. Компания остается одним из крупнейших в стране производителей мяса, птицы, молока и сахара и, по словам ее гендиректора Евгения Хворостины, сохраняет обширную инвестпрограмму. Среди проектов холдинга — цифровизация предприятий АПК, увеличение земельного банка, развитие фирменной розницы и наращивание мощностей по переработке собственной сельхозпродукции.
— Как пандемия повлияла на работу холдинга?
— В этот непростой для страны период мы отработали стабильно: держали на контроле все случаи заболевания, сохранили прежние объемы производства, выполнили все заявки наших контрагентов, сохранили каналы реализации продукции.
В целом все в холдинге работали в штатном спокойном режиме, несмотря на ужесточение требований Санэпидемстанции, а также мер по контролю за персоналом. Производственные программы мы не пересматривали.
Вообще я внимательно слежу за состоянием отрасли в стране и могу сделать вывод о том, что в целом у нас все системы жизнеобеспечения сработали стабильно. Сельхозпредприятия и торговые сети справились с новой угрозой, не допустили сбоев и задержек поставок продуктов питания. Мы сумели наладить производство критически важных продуктов и перестроить логистику, потому что изначально был заложен прочный фундамент. В целом все мы достаточно спокойно прошли острый период и сейчас можем вернуться к полноценной работе.
— Используете ли вы какие-либо федеральные или региональные инструменты поддержки предприятий, пострадавших от распространения коронавируса?
— Наша отрасль не подпадает под действие этих программ господдержки, но мы, согласно законодательству, пользуемся льготными кредитами.
— «Агрокомплекс» с земельным банком на уровне 650 тыс. га вошел в топ-3 рейтинга крупнейших владельцев сельхозземель в России, составленном BEFL в мае этого года. Намерены ли вы дополнительно увеличивать площади собственных земель?
Сегодня у нас 668 тыс. га сельхозугодий, из них больше 450 тыс. — это высококачественная земля Краснодарского края. Земля — основа экономики предприятия, мы умеем с ней работать и делаем это качественно, поэтому при разумной цене мы и дальше будем продолжать покупать сельхозактивы. Все это вопрос экономики, цены и бизнеса в конечном итоге».
— Рассматриваете ли вы такой сценарий развития, при котором одним из приоритетов станет экспорт зерновых?
— Экспортным направлением мы занимаемся очень активно; отправляем на внешний рынок в том числе часть собственных зерновых. При этом каждая сделка оценивается прежде всего с точки зрения ее прибыльности. Реализация зерновых у нас выстроена таким образом, что нам сегодня выгоднее продавать их с места, а не экспортировать: мы имеем большую маржу за счет правильно выстроенных логистических маршрутов, расположения зерна и близости наших элеваторов к местам отгрузки.
Задачи экспортировать весь урожай перед нами не стоит. На первом месте, повторю, экономика каждого конкретного контракта. При этом мы имеем все компетенции, чтобы при необходимости отправлять на экспорт 100% наших зерновых культур.
— Что в целом представляет собой экспортное направление работы «Агрокомплекса» сегодня? В какие страны вы осуществляете поставки, с какими рынками связываете перспективы?
— Мы растем по всем направлениям. В частности, активно развиваем экспорт птицы в Китай. Как я уже упоминал, мы частично отправляем в другие страны зерновые, а кроме того — сухой жом и патоку. В этом году также активно экспортируем сахар. Основные его покупатели — страны СНГ, но есть также контракты с Ливией, Ираном и странами Ближнего Востока. Сегодня мы прорабатываем вопрос экспортных поставок в Саудовскую Аравию. В числе наших покупателей есть и Турция; этим направлением мы активно занимаемся в последнее время.
— Каковы текущие объемы производства животноводческой, птицеводческой и растениеводческой продукции предприятиями холдинга? Что является для вас основными точками роста?
— Сегодня мы занимаем ведущие позиции на отечественном рынке: удерживаем второе место в России по производству молока, четвертое — по выпуску мяса птицы, пятое — по производству сахара, шестое — среди производителей мяса. Что касается точек роста, концепция «Агрокомплекса» — это замкнутый цикл, производство от поля до прилавка. Поэтому на сегодняшний день наш главный драйвер — переработка сельскохозяйственной продукции.
В прошлом году мы запустили самый современный в России завод по производству сыров, оборудовали его роботами и сейчас делаем более 30 видов сыров из собственного молока. В ближайшие годы завод позволит нам перерабатывать весь объем производимого молока. Уже в этом году мы планируем произвести около 20 тыс. тонн сыра. Кроме того, мы намерены увеличить мощности по мясопереработке и в ближайшее время нарастить производство колбасных изделий. Рассматриваем также возможности реализации большого количества других проектов по углубленной переработке сельхозпродукции.
— В России все еще остро стоит вопрос качества продуктов: есть довольно много недобросовестных производителей, стремящихся удешевить производство в ущерб качеству и безопасности. Вы, напротив, выступаете за чистые составы и качественную продукцию. Почему это для вас так важно? Ведь бизнес должен действовать прежде всего с точки зрения прибыльности…
— Это принципиальный вопрос. Сейчас «Агрокомплекс» — крупнейший производитель животноводческой и растениеводческой продукции на Кубани; земляки нас знают и доверяют компании. Мы не можем позволить себе потерять их доверие. Поэтому на первом месте для нас было и будет качество.
У наших продуктов вкус детства, мы все сами едим то, что делаем. В этом я вижу роль современного бизнеса — прежде всего, в заботе о людях. Мы идем к потребителю, изучаем его предпочтения, привычки и делаем именно тот продукт, который ему необходим.
Потребление сегодня эволюционирует: оно переходит от состояния «не хватает продуктов» к «достаточно продуктов», затем — к «хорошей и качественной еде», потом — к «здоровому питанию» и наконец к «благополучию». Именно поэтому мы делаем продукты только из нашего собственного сырья: мы уверены в нем. Работаем мы и над упаковочными решениями: мы только что завершили полный ребрендинг нашей мясной, колбасной и молочной продукции. Цель — максимально доступно сформулировать миссию холдинга, стать еще ближе к потребителю и быть более узнаваемыми на полке.
— Что представляет собой сегодня ваше розничное подразделение? Каковы планы развития его сети?
— У нас сегодня 716 магазинов. В прошлом году они принесли нам выручку в размере 33,5 млрд руб. Основа нашей розницы — продукция собственного производства: 80% ассортимента производится на предприятиях «Агрокомплекса». Мы планируем и дальше развиваться Южном федеральном округе.
— Как давно и почему вы запустили интернет-магазин? Довольны ли первыми итогами его работы?
— Работу над запуском онлайн-продаж мы вели в течение последнего года, они начались как раз в преддверии пандемии. Сегодня магазин находится в стадии раскрутки. Мы убеждены, что онлайн-сегмент будет очень серьезно расти, поскольку этот канал удобен для потребителя.
— В последние годы в России усилился тренд на инновации. Насколько активно вы внедряете новые технологии?
— Мы считаем, что за ними будущее. Поэтому, в частности, мы уже давно оцифровали свои площади и полностью оснастили GPS-навигацией всю технику. Это позволяет оперативно отслеживать все процессы в растениеводстве.
Сегодня мы работаем над внедрением искусственного интеллекта в процесс уборки и уже используем для мониторинга дроны. Наша агрономическая служба оснащена ими и имеет возможность с их помощью наблюдать за состоянием посевов. В этом направлении мы будем двигаться и дальше: сегодня на повестке дня цифровизация в животноводстве. До конца года закончим полную автоматизацию и цифровизацию учета расходов кормов и всех процессов, связанных с движением стада. Внедряем самые современные программные продукты.
— Намерены ли вы в ближайшее время инвестировать в логистические мощности на юге России?
— По мере развития географии продаж мы регулярно открываем небольшие распределительные центры — как собственные, так и расположенные на арендованных площадях. Останавливаться не планируем.
— Насколько активно компания использует заемные средства? С какими банками вы сотрудничаете?
— Как любой крупный холдинг, мы используем заемные средства. У нас есть два основных банка-кредитора: Сбербанк и Россельхозбанк. С ними у нас выстроены давние партнерские отношения — мы активно сотрудничаем по всем направлениям. Думаю, результаты работы компании говорят сами за себя.
— В 2017–2018 годах «Агрокомплекс» приносил акционерам убытки, однако 2019 год завершил с прибылью 1,6 млрд руб. Какие факторы обусловили такую динамику?
— В действительности «Агрокомплекс» никогда не был убыточным. Ложное впечатление складывается, поскольку мониторится только отчетность «Агрокомплекса им. Ткачева», материнской компании. Но это лишь часть бизнеса. А прибыль дочерних предприятий компании не отслеживается и не учитывается. Совокупный финансовый результат в холдинге всегда был очень хорошим: он стабильно приносит прибыль.
— С какими финансовыми показателями вы рассчитываете закончить 2020 год?
— Мы планируем закончить этот год с ростом. По всем финансовым показателям в бюджете заложена динамика на уровне примерно 10%; также запланирован рост большинства производственных показателей.
КОММЕНТАРИИ