Итальянская компания Bio-On, по технологии которой ТАИФ намеревался реализовать в ОЭЗ «Алабуга» проект по производству биопластиков из отходов сахарной свеклы, обанкротилась после выхода разгромного обзора американского инвестфонда Quintessential Capital Management. Американцы утверждают, что технология, подаваемая итальянцами как революционная, родом из позапрошлого века, а работа компании выглядит «как схема, задуманная руководством для обогащения за счет акционеров», пишет «БИЗНЕС Online».
СХЕМА, ЗАДУМАННАЯ РУКОВОДСТВОМ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ЗА СЧЕТ АКЦИОНЕРОВ
Итальянская компания Bio-On, с которой для реализации проекта по производству биопластиков в 2018-м создал совместное предприятие ТАИФ, оказалась в эпицентре громкого судебного расследования. В июле прошлого года управляющий активами американский инвестиционный фонд Quintessential Capital Management опубликовал отчет, в котором было заявлено, что работа компании Bio-On выглядит как «схема, задуманная руководством для обогащения за счет акционеров». Инвестфонд обвинил руководство Bio-On в том, что бо́льшая часть кредитов и доходов, получаемая компанией, была «нарисованной», а сама технология производства биопластиков, которую Bio-On называла революционной, была охарактеризована американцами как «основанная на старых разработках со слабой экономикой».
Отметим, что Bio-On позиционирует себя как компания, занимающаяся маркетингом лицензий на производство ПГА-полимеров, реализацией спроектированных ею промышленных установок, а также научно-исследовательскими и конструкторскими работами посредством новых совместных проектов с университетами, исследовательскими центрами и промышленными партнерами.
Соглашение о совместной реализации прорывного проекта по производству биопластиков было подписано ТАИФом и Bio-on S.p.A в Москве в октябре 2018 года в рамках двусторонних российско-итальянских встреч в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Италии Джузеппе Конте.
Свои подписи под соглашением поставили тогда еще гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов и исполнительный директор Bio-On Марко Асторри. Документ подразумевал запуск в Татарстане завода по выпуску биополимеров на основе полигидроксиалканоата (ПГА). Согласно планам, первоначальная производственная мощность предприятия должна была составить 10 тыс. т в год, в дальнейшем мощности могли расширить до 20 тыс. тонн. Общая стоимость всего проекта на момент подписания документа оценивалась примерно в 90 млн евро, или 6,7 млрд рублей. Разместить производство планировалось в индустриальном парке «Синергия» на территории ОЭЗ «Алабуга». Срок запуска — третий квартал 2021 года.
биопластик ПОЛНОСТЬЮ РАЗЛАГАеТСЯ ЗА 30–45 СУТОК?
Пока что биопластики, если верить публикациям в прессе, выпускаются только в Италии и США. Производство в «Алабуге» должно было стать первым в России. Полимер, который предлагалось производить ТАИФу, интересен в первую очередь тем, что он полностью разлагается в течение 30–45 суток. При этом обладает техническими и технологическими свойствами, близкими к традиционным пластикам — полиэтилену и полипропилену. Преимущество биопластика и в том, что при его производстве не используются металлы, катализаторы и добавки. Таким образом, он не может оказывать вредного воздействия на животных, человека и другие организмы.
Главный компонент производства полимера — отходы, образуемые при производстве сахара из свеклы, — меласса и бактерии природного происхождения. Также в качестве сырья могут использоваться крахмал, глицерин, сахарный тростник и другие источники, содержащие сахар.
Как объяснял разработчик технологии, прорыв заключается в том, что биопластики могут заместить основные семейства традиционных пластиков по характеристикам, термомеханическим свойствам и эксплуатационной гибкости. Это открывало бы для них широкие возможности применения, например в медицине. Кроме этого, заявлялось, что ПГА-полимеры компании Bio-On — это биопластики, которые можно классифицировать как 100-процентно натуральные и полностью биоразлагаемые, что подтверждалось аккредитованной инспекционной и сертификационной организацией Vincotte и USDA (министерство сельского хозяйства США).
Таким образом, новый полимер, по заявлениям Bio-On, способен решить проблему загрязнения окружающей среды синтетическим пластиком. Производство полимеров во всем мире за 70–80 лет развития возросло в сотни раз. И если темпы производства синтетических пластиков останутся прежними, то к 2050 году их число сравняется с количеством рыбы в Мировом океане, заявляла итальянская компания.
Правда, далеко не все игроки рынка оптимистично оценивают перспективы новой технологии. Например, генеральный директор ООО «Сибур» Михаил Карисалов на конференции «Нефтехимия России и СНГ» заявлял, что биоразлагаемые пластики по своим свойствам значительно уступают традиционным полимерам. Основными сферами их применения остаются «продукты с коротким жизненным циклом и высокотехнологичные органосовместимые изделия медицинского профиля». Хотя текущий тренд на охрану и защиту окружающей среды, по его мнению, создает «хорошее окно возможностей» для развития производства полимерных материалов как более экологичных и в итоге более выгодных, однако на данный момент недостаточно условий для широкой конкуренции между традиционными и альтернативными полиолефинами. Карисалов также заявил, что доля биоразлагаемых пластиков на рынке полимеров достигнет 1,5% лишь к 2021 году. При этом их применение потребует вовлечения в оборот значительного количества сельскохозяйственных площадей.
МЕЧТЫ О «ЗЕЛЕНОЙ ХИМИИ»
Заключению соглашения с ТАИФом предшествовали переговоры, длившиеся на протяжении полутора лет. Татарстанская делегация не раз посещала Bio-on и ее производственные и научно-исследовательские объекты в коммуне Кастель-Сан-Пьетро-Терме в провинции Болонья. Из сообщений в СМИ известно, что во время визита компания демонстрировала российским партнерам производственную установку и все ее секции, находящиеся в эксплуатации.
«Для нас важно начать благородный путь в области „зеленой“ химии, — говорил по итогам встреч Альберт Шигабутдинов. — В частности, потому, что мы считаем, что биоразлагаемые полимеры могут эффективно способствовать постепенному снижению загрязнения окружающей среды».
Новый гендиректор ТАИФа Руслан Шигабутдинов также заявлял, что ТАИФ верит в этот проект, а его реализация будет говорить о том, что компания уделяет особое внимание инновациям, а также защите окружающей среды и хочет принимать участие в экологически безопасных проектах. По его словам, сама технология и процесс производства биопластиков, разработанный итальянской компанией, отвечают принципу безотходной «зеленой» экономики, которая финансируется и продвигается по всему миру.
Исполнительный директор Bio-On Асторри тоже был доволен итогом проведенных переговоров, заявляя, что продолжающееся стратегическое сотрудничество с ТАИФом позволит его компании развивать и успешно внедрять производство биопластиков ПГА по всему миру.
В декабре 2018 года партнеры создали АО «2БИО», в котором 55-процентной долей акций владеет АО «ТАИФ», а 45% принадлежат «Инвестире Италия Сочьета А Респонсабилита Лимитата». Гендиректором компании был назначен Павел Трофимов. Осенью прошлого года компания получила статус резидентом ОЭЗ «Алабуга». Тогда же было объявлено, что Bio-On завершила подготовку пакета проектно-технической документации, необходимой для проектирования и строительства, предусмотренного лицензионным соглашением, а ТАИФ объявил о начале рабочего этапа по проекту строительства завода.
МИНУС 83% ОТ МАКСИМАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
Проектирование завода шло полным ходом, к концу года ТАИФ обещал назвать имя компании, которой будет доверена постройка завода. Но тут как гром среди ясного неба появилось то самое сообщение Quintessential, которое, в частности, цитировало агентство Reuters. Это вполне респектабельный фонд, основанный в Нью-Йорке в 2008 году Габриэлем Грего — аналитиком журнала Forbes. Компания занимается управлением инвестициями, предлагая своим клиентам услуги по созданию портфеля и управлению рисками.
Отчет американцев возымел эффект разорвавшейся бомбы. Сразу после его публикации акции Bio-On рухнули на итальянской бирже на 70%. В конце октября акции стали котироваться еще ниже — минус 83% от своих максимальных значений, зафиксированных в марте прошлого года. Судя по материалам Reuters, до обвала капитализация компании составляла около 1 млрд евро. Тогда же начали поступать сообщения о начавшихся у компании финансовых проблемах из-за манипуляций в бухгалтерском учете. После этого компания получила полный отказ в финансировании всех имеющихся на тот момент проектов в банках, сообщив при этом, что выплата заработной платы 38 работникам невозможна без получения нового кредита. Чуть позже пришло сообщение, что Асторри, который и вел переговоры с ТАИФом, покинул пост исполнительного директора.
После этого итальянский производитель заявил, что учредители взяли на себя обязательство привлечь 10 млн евро на год, чтобы сохранить компанию, и назвали отчет Quintessential ни больше ни меньше — «нападением на компанию», добавив при этом, что критика фонда помешала переговорам с клиентами, которые намеревались купить технологию производства биопластиков.
БОЛЬШИНСТВО РАНЕЕ АНОНСИРОВАННЫХ РУКОВОДСТВОМ BIO-ON ПРОЕКТОВ ТАК И НЕ МАТЕРИАЛИЗОВАЛоСЬ
Американский инвестфонд, комментируя заявление Bio-On, в свою очередь, еще раз повторил, что оборот компании обеспечивали в основном контролируемые или связанные с Bio-On компании. Само производство до 2018 года практически не существовало, а завод, расположенный в Сан-Пьетро-Терме, отказывается подтверждать объемы производства и продажи своей продукции, вследствие чего в Quintessential и считают, что если продажи и есть, то находятся на минимальных уровнях. При этом инвестфонд еще раз заявил, что большинство ранее анонсированных руководством Bio-On проектов так и не материализовалось.
В декабре прошлого года финансовые трудности накрыли итальянскую компанию окончательно. Судом она была признана банкротом, однако суд распорядился о «временном продолжении» экономической деятельности компании, чтобы сохранить действующий бизнес и избежать роспуска сотрудников. Конкурсный управляющий заявлял, что намерен сохранить как технологии производства биопластика, разработанные компанией, так и сам производственный комплекс Bio-On. Новым управляющим директором компании вместо Витторио Фолла, ушедшего в отставку еще в сентябре вместе с Асторри, был назначен Риккардо Касони.
Продолжит ли ТАИФ дальше реализацию проекта по производству биопластика, неизвестно. «БИЗНЕС Online» направил запрос в пресс-службу компании с предложением прокомментировать ситуацию, однако на момент подготовки публикации ответ получен не был. Между тем Трофимов, директор «2БИО», заявлял в СМИ, что компания внимательно следит за развитием ситуации и находится в постоянном контакте и с новым генеральным директором Bio-On господином Касони, и с конкурсным управляющим, профессором Лукой Мандриоли. Директор «2БИО» также заявил, что принципиальное решение инвесторов компании — создать экологичное крупнотоннажное производство биоразлагаемого пластика в Татарстане — неизменно.
КОММЕНТАРИИ