В Белоруссии пропали сразу четыре директора сахарных заводов. Позже выяснилось, что все они арестованы по делу о теневых поставках сахара в Россию.
Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов рассказал «Собеседнику», как «сладкий скандал» аукнется на ценах в России.
– Что за теневые поставки?
– В том-то и дело, что нет никакой достоверной информации. Госорганы ничего не комментируют. Оптовые цены на сахар в мире снижаются давно, и 4 белорусских завода показывали убыток с 2017 года. Притом что эти заводы получали всевозможную господдержку. И как я понимаю, у властей возник вопрос: а где отдача от этого?
– Сахарные заводы обезглавлены – это скажется на поставках сахара в Россию?
– Поставки сахара в Россию могут временно сократиться. Но Россия в принципе не заинтересована в импорте сахара. У нас в этом году 7,7 млн тонн сахара – это наш абсолютный рекорд, а потребление – 6 млн тонн. Более того, у России четвертый сезон перепроизводство сахара.
– Почему тогда не отправлять на экспорт?
– Доступные России машинами и вагонами рынки осваиваются. Это бывший СССР, Монголия, КНДР, Афганистан, которые сидят на нашей железнодорожной колее. Плюс идут поставки в Сербию автотранспортом. В то же время мы могли бы поставлять существенно больше морем в любые страны мира, но у нас издержки морского экспорта заметно выше, чем у конкурентов, а пропускная мощность слабовата.
– Кто же виноват?
– Это комплексная проблема. Самый простой пример: железная дорога работает 24 часа в сутки, а таможня и все госслужбы, которые задействованы в процессе экспорта, работают с понедельника по пятницу с 9 до 18. Каким образом экспортерам работать в остальное время? И таких примеров масса.
– Белорусский сахарный скандал повлияет на цены?
– Практически нет. Повлияет другое. Оптовые цены на сахар в России снижаются с ноября 2018 года, за это время они упали почти вдвое. Бесконечно это не может продолжаться, и определенные отскоки цен в любом случае будут.
КОММЕНТАРИИ