Ставку налога на добавленную стоимость на продукцию семеноводства в России скоро могут снизить. С таким предложением выступил Минсельхоз. Сенаторы инициативу профильного ведомства поддерживают, однако считают, что точечных мер для полноценного развития семеноводства недостаточно. Необходим новый закон о семеноводстве. О том, каким должен быть этот документ, шла речь на совещании в Совете Федерации, посвящённом вопросам совершенствования законодательства в области селекции и семеноводства в РФ, пишет "Парламентская Газета".
Три важных шага
На низкий уровень импортозамещения в области семеноводства председатель палаты регионов Валентина Матвиенко обратила внимание во время своей рабочей поездки в Ленинградскую область. «Мы должны выращивать собственные семена, из них — собственную рассаду и собственную продукцию, чтобы был полный замкнутый цикл», — заявила спикер.
Действительно на фоне явного роста агропромышленного комплекса, о чём свидетельствуют высокие урожаи последних лет и наращивание экспорта сельхозпродукции, была упущена из виду серьёзнейшая проблема — дефицит отечественного посадочного материала. В этой области господство импорта пока переломить не удалось. Так, по некоторым видам сельхозкультур доля зарубежного посадочного материала доходит до 90 процентов, что является реальной угрозой продовольственной безопасности страны.
В Совете Федерации отнеслись к этому со всей серьёзностью — и уже весной этого года в Правительство были направлены рекомендации сенаторов по исправлению ситуации в отечественном семеноводстве. Большое внимание при этом уделялось изменениям в законодательстве.
На совещании, которое состоялось на этой неделе, директор департамента Минсельхоза Роман Некрасов рассказал, что в его ведомстве разработаны и готовы к внесению в Госдуму три законодательные поправки. Они касаются снижения налогового бремени для отечественных производителей семян, новых мер по защите авторских прав селекционеров и защиты отечественного рынка от генно-модифицированных семян.
«Эти меры являются важнейшими шагами, которые смогут придать импульс развития отечественному семеноводству и селекции», — оценил предложения министерства первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.
Семеноводов поддержат роялти
Мировой опыт показывает, что семеноводство является не только гарантом продовольственной безопасности страны, но и высоко прибыльным бизнесом. В России, где существовали селекционные школы мирового уровня, такой бизнес имеет все возможности для развития. Однако сегодня этого не происходит.
Экспансия на наш рынок крупнейших зарубежных производителей семенного материала и их демпинговая политика лишили отечественных производителей возможности сбывать продукцию. Что касается выращивания новых сортов, то для отечественных селекционеров ситуация оказалась просто катастрофической. Из-за несовершенства законодательства права селекционеров оказались незащищёнными. Покупая в опытных хозяйствах семена, сегодня кто угодно может заниматься их воспроизведением, не платя селекционерам ни копейки.
Роман Некрасов напомнил, что во всём мире в этом случае действует так называемый механизм роялти. Роялти — это отчисления пользователей «авторским продуктом», воспроизводящих его самостоятельно. Механизм таких отчислений действует, например, в книгоиздании (автор получает процент за каждый напечатанный издательством экземпляр его книги), а также в мире шоу-бизнеса за исполнение песен и так далее.
«Подобные нормы защиты авторского права есть в Гражданском кодексе, — напомнил Роман Некрасов, отметив, что необходимо распространить их на селекционеров семян. — И в кодекс важно вписать критерии исчисления размеров роялти, установив минимальное значение его ставки».
Другой важной мерой, предлагаемой Минсельхозом, является ужесточение ответственности за нарушения, связанные с использованием семян трансгенных модифицированных растений. Сегодня, пользуясь растущей потребностью наших хозяйств в семенном материале и полным отсутствием отечественных семян на рынке, зарубежные поставщики нередко отправляют сюда посадочный материал трансгенных растений, последствия применения которого ещё не исследованы.
Увеличение штрафов (звучали предложения поднять их до миллиона рублей) должно, по мнению Романа Некрасова, остановить поток в нашу страну зарубежного семенного материала неизвестного происхождения и стимулировать отечественного производителя.
На это же направлены и шаги по налоговому стимулированию, например по снижению НДС. Мера эта себя полностью оправдала. Так, весной был принят закон о снижении НДС на плодово-ягодную продукцию, в результате по итогам уборочной уже этого года Минсельхоз зафиксировал рост производства яблок на несколько тысяч тонн.
Всё это, считает Роман Некрасов, позволит достичь показателей импортозамещения в семеноводстве. В области картофелеводства, например, таковыми являются производство к 2024 году 18 тысяч тонн семенного материала и выведение 12 новых отечественных сортов картофеля.
Новый закон будет к весне
Впрочем, достижение таких результатов к 2024 году у многих экспертов вызывает сомнения. «Это возможно лишь в том случае, если в селекционную работу включатся не только научно-исследовательские центры, которые получают господдержку, но и частный бизнес, который увидит возможность надёжного вложения инвестиций в семеноводство», — отметил Сергей Лисовский.
По его мнению, такие условия на нашем рынке не созданы. Прежде всего потому, что, пока на рынке присутствует большое количество фальсификата (по оценкам экспертов, его доля может доходить до 30 процентов), добросовестному производителю на нём трудно конкурировать.
«Сегодня в погоне за дешёвым импортным материалом мы покупаем мусор, — констатирует президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — Низкое качество семян, их высокая засоренность и фактическая некондиционность — основные проблемы. Некондиционных семян хозяйства высаживают до 30 процентов. При таких условиях сорт реализует свою урожайность лишь на треть. Кроме того, нам продают семена, которые не подлежат воспроизводству, а значит, на следующий год хозяйство снова вынуждено приобретать семена и необходимые для их использования комплекты химизации».
Чтобы очистить рынок от семеного фальсификата, по мнению Сергея Лисовского, необходим новый закон о семеноводстве. Прежний был принят в 1997 году и сегодня безнадёжно устарел. Поэтому, по его мнению, одним из главных направлений этого документа должно стать введение единой системы сертификации обращающегося на нашем рынке семенного материала, а также системы прослеживаемости его передвижения.
Что касается последнего, то опыт введения такой системы уже апробирован на спиртосодержащей продукции и показал отличные результаты. Планируется введение подобной системы для изделий из древесины, далее на очереди — семена.
Низкое качество семян, их высокая засоренность и фактическая некондиционность — основные проблемы. Некондиционных семян хозяйства высаживают до 30 процентов.
Лисовский также напомнил, что сегодня есть много вопросов к сопроводительной документации к поставляемым из-за рубежа семенам. «По документам вроде элитные семена, а на деле оказывается, что покупаем некондицию. Проверить это сразу невозможно, в результате хозяйства несут убытки. И за это никто не отвечает», — посетовал сенатор.
Он отметил, что главным направлением работы аграрного комитета СоветаФедерации должна стать совместная с Правительством подготовка текста нового закона. «Надеемся, что к следующему сезону весенних полевых работ он уже будет внесён в Госдуму», — констатировал Сергей Лисовский.
КОММЕНТАРИИ