– Тема экспорта продукции российского АПК является едва ли не самым обсуждаемым трендом отрасли. Внутренний рынок продовольствия за четыре года под санкциями оказался наполненным почти по всем основным направлениям, за исключением говядины и овощей. В майском указе 2018 года президентом перед аграриями была поставлена амбициозная задача – увеличить объем российского сельскохозяйственного экспорта с 20 млрд до 45 млрд долларов. Традиционным агроэкспортом для России является низкомаржинальная триада «масло – рыба – зерно», но задача не столько в наращивании объемов экспорта на привычных рынках, сколько в освоении новых, потенциально более прибыльных рынков. Спустя год с небольшим после переориентации отрасли с импортозамещения на экспорт «Абирег» решил сравнить черноземные регионы по этой тематике.
Воронеж – хлеба налево, хлеба направо
Воронежская область – самая большая в Черноземье как по общей площади вообще, так и по площади сельхозугодий, и пашни в частности, но не имеет таких крупных экспортных промышленных производств, как у соседей. Неудивительно, что именно у Воронежской области самая высокая доля экспорта продукции АПК в общем региональном объеме экспорта – 34%. По итогам 2018 года Воронежская область заняла общее первое место в Черноземье по объему экспорта продукции АПК, отгрузив 2,6 млн тонн сельхозпродукции и продукции пищевой переработки на сумму 541 млн долларов. Годом ранее было 2,2 млн тонн на 453 млн долларов. Рост экспорта в денежном выражении за год составил 18%. Почти две трети воронежского сельхозэкспорта приходится на зерно – 1,8 млн тонн на 346 млн долларов. По сравнению с 2017 годом воронежские аграрии смогли продать зерновых на экспорт на 420 тыс. тонн и 86 млн долларов больше, чем в 2017 году. Но судя по докладу руководителя воронежского департамента АПК Алексея Сапронова, повторение рекордов вряд ли возможно – ни погода (почти повсеместное отсутствие дождей), ни ценовая конъюнктура на мировых рынках к этому не предрасположены. Алексей Федорович даже предложил простимулировать экспорт зерна непосредственно за счет областного бюджета, но поддержки в этом вопросе у губернатора не нашел. Опасения господина Сапронова понятны, ведь остальные виды сельхозэкспорта вместе взятые дают в два раза меньше, чем зерно, но и в них преобладают традиционные и, увы, низкомаржинальные виды. Экспортные продажи масложировой продукции составили в 2018 году 75 тыс. тонн на 63 млн долларов, оставшись неизменными по отношению к 2017 году. Из-за падения цен продажи сахара немного увеличились в натуральном и при этом существенно уменьшились в денежном выражении: 416 тыс. тонн и 53 млн долларов в 2017 году и 447 тыс. тонн и 42 млн долларов в 2018 году. Четвертая по величине статья экспорта – корма – выросли как в натуральном, так и в стоимостном выражении: 168 тыс. тонн и 22 млн долларов в 2017 году и 194 тыс. тонн и 28 млн долларов в 2018 году.
На всю остальную пищевую продукцию, включая мясо, пришлось всего 3% сельскохозяйственного экспорта в денежном выражении – 12 тыс. тонн и 16 млн долларов в 2018 году, годом ранее было 10 тыс. тонн и 14,7 млн долларов. Так что о развитии высокомаржинальных и при этом экспортно ориентированных производств в регионе пока говорить рано.
Крупнейшим экспортером в регионе является ООО «Бунге СНГ», за ним следует ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» компании «Продимекс» и другие заводы холдинга. Еще одним экспортно ориентированным предприятием является Воронежская кондитерская фабрика.
В разбивке по странам-импортерам по Воронежской области первое место занимает Египет, закупивший зерно на 114,8 млн долларов, далее идут Латвия (32 млн долларов, из них 26 млн долларов – зерно), Швейцария (29 млн долларов, всё – зерно), Турция (28,7 млн долларов, из них 19 млн долларов – какао и 8,4 млн долларов – зерно), Нидерланды (26,4 млн долларов, из них 19 млн долларов – корма), Узбекистан (24 млн долларов, из них 11,6 млн долларов – какао и 10,2 млн долларов – масло и жиры). Удивительно, но главным и едва ли не единственным импортером воронежского мяса является Украина на сумму 5,2 млн долларов. Из таможенной отчетности невозможно понять, идет мясо на Незалежную или на неподконтрольные Киеву территории ЛНР/ДНР. Кроме мяса воронежцы поставляют на Украину и масложировую продукцию на 3,8 млн долларов. А общий объем сельхозэкспорта на Украину составляет 20 млн долларов.
В последние годы Воронежская область не проводила специализированных зарубежных поездок в сфере АПК, зато принимала агробизнес-миссии из Италии, Дании и Бельгии, а также участвовала в российско-израильском, российско-немецком и российско-турецком форумах по теме АПК.
По прогнозу господина Сапронова, к концу 2024 года регион должен увеличить рост экспорта продукции АПК в 2,5 раза – до 1,117 млрд долларов, но это возможно только за счет существенных изменений в структуре экспорта. Поставки зерна должны сохраниться на уровне 2018 года, а поставки мясо-молочной, масложировой и готовой пищевой продукции должны увеличиться в разы. Для этого господин Сапронов предлагает строительство новых мощностей по переработке мясной и молочной продукции, а также модернизации действующих маслоэкстракционных заводов. В 2019 и 2020 годах среднегодовой прирост экспорта продукции воронежского АПК в стоимостном выражении составит 11% и к концу 2020 года достигнет 660 млн рублей.
Белгород – мясом масло не испортишь
Мясная столица России – Белгородская область – в гораздо большей степени ориентирована на внутренний рынок, чем на экспорт. Заграница заграницей, но кто-то же должен и родину кормить. Экспорт агропромышленной продукции АПК региона в 2018 году составил 350 млн долларов (124 млн долларов, здесь и далее в скобках данные за 2017 год). Главная строка белгородского экспорта – это масложировая продукция – 129 млн долларов (124 млн долларов); мясной и молочной продукции экспортируется на 39,2 млн долларов (50,3 млн долларов), злаков – на 19,7 млн долларов (5 млн долларов), прочей продукции – на 162 млн долларов (153 млн долларов).
С чем связано 20%-е падение экспорта белгородского мяса? Попробуем предположить, что с двумя причинами – ценовая конъюнктура делала более выгодным именно зерновой экспорт, который увеличился сразу в четыре раза – с 5 до почти 20 млн долларов, а во-вторых, с более жесткими требованиями мусульманских стран к халяльной продукции. Экспорт российской курицы на Ближний Восток – дело пока еще более привычное и масштабное, чем отправка свинины в далекие Китай и Японию. В 2018 году белгородские животноводческие предприятия посетили представители 13 стран дальнего зарубежья. В итоге были получены права доступа на рынки этих стран.
Тем не менее именно Белгородская область дольше всех и наиболее целенаправленно ведет работу по экспортной ориентации своего АПК. Как сообщили «Абирегу» в региональном департаменте АПК и воспроизводства окружающей среды, планомерная работа ведется с 2010 года. В настоящее время 71 белгородское агропредприятие прошло сложную международную процедуру и аттестовано в качестве возможного экспортера на рынках в общей сложности 82 стран мира. В департаменте особо подчеркивают, что главным приоритетом в АПК являются создание высококачественных продуктов питания при минимальном использовании антибиотиков в животноводстве и пестицидов в растениеводстве, а также применение почвосберегающих технологий. Одним из примеров может служить создание мощностей по гранулированию свекловичного жома на сахарных производствах. Одновременно и решается экологическая проблема, и получается значительная валютная прибыль – 85% всего белгородского гранулированного жома идет на экспорт в страны ЕС – за 2018 год отгружено 91 тыс. тонн.
Пока продукция белгородского АПК экспортируется в 24 страны мира. Кроме того, в Белгороде работает одна из межрегиональных лабораторий (их всего шесть по стране), аккредитованных для экспортного аудита. Лидер белгородских экспортеров – «Эфко», располагающее собственным портовым терминалом «Тамань». Пальмовое – сюда, подсолнечное – туда. Быстро и сердито. Стоит добавить, что «Эфко» – единственный в Черноземье производитель, имеющий собственные портовые мощности.
Отличается Белгородская область и обилием различных межрегиональных и международных агрофорумов. В частности, в сентябре 2018 года прошла выставка «Белгородагро», в которой принимали участие представители Германии и Бельгии. В ноябре в рамках аграрного форума «Белгород – Черноземье – 2018» была проведена профильная конференция «Развитие экспортного потенциала предприятий АПК за счет увеличения добавленной стоимости». А в целом «международный агропродовольственный рынок» региона растет на 5-7%, резюмируют руководители белгородского АПК.
Липецк – соя, рапс и детское питание
Липецкие аграрии и переработчики сумели в 2018 году продать своей продукции на 324,7 млн долларов – это третий результат в Черноземье. В структуре всего липецкого экспорта это скромные 5,2%, но продукция НЛМК – это 90% всего липецкого экспорта. Так что, если оставить металлургический гигант за скобками, то липецкие аграрии дают половину экспортной выручки региона – даже больше, чем в Воронежской области.
В отличие от соседних областей, главным видом липецкого сельхозэкспорта является растительное масло. В сфере экспорта всех видов масла (подсолнечного, соевого, рапсового и льняного) регион рассчитывает к 2024 году нарастить поставки до 226 тыс. тонн. При этом упор будет делаться на соевое и рапсовое масло. Производство первого хотят увеличить за пять лет на 83%, второго – в два раза. С этой задачей должны справиться резиденты ОЭЗ «Тербуны» – ООО «УК «Эксойл групп» и ООО «Либойл», которые сейчас ведут строительство вторых очередей общей стоимостью 12,5 млрд рублей. Главным экспортером подсолнечного масла в регионе является ООО «ТД «Черноземье» – 6,7 млрд рублей в 2018 году.
Экспорт зерновых в 2018-м из Липецкой области составил 533 тыс. тонн на 90 млн долларов. Руководитель регионального агроуправления Олег Долгих верит, что за пять лет липецкие аграрии сумеют добиться в этом секторе 20% роста урожайности и валовых сборов и сильно рассчитывает на анонсированную Минсельхозом федеральную программу известкования почв. По мнению господина Долгих, из-за недостаточного (по причине дороговизны) внесения в почву минеральных удобрений современные сорта гибридов не раскрывают свой потенциал и аграрии недобирают в урожайности.
Пищевой липецкий экспорт с высокой добавленной стоимостью – это сфера детского питания и соков. В регионе есть лидер федерального масштаба – АО «Прогресс», экспортирующий свою продукцию в 14 стран на сумму 556 млн рублей.
Важную роль в структуре липецкого экспорта занимают производители премиксов и пищевых добавок – ООО «Мегамикс» (140 тыс. тонн премиксов в год) и ООО «Кемин Индастриз (Липецк)» (15 тыс. тонн кормовых добавок в год). В начале 2019 года было открыто имеющее экспортный потенциал производство хлебопекарных дрожжей от ООО «Ангел Ист Рус» (мощность – 20 тыс. тонн). А липецкое пиво отгрузили в 2018 году на 449 млн рублей. Потребители – Белоруссия, Казахстан и Украина.
Курск – есть к чему стремиться
Завершает наш обзор ситуация в Курской области. Она четвертая с показателем 187 млн долларов, в 2017 году было 116 млн долларов, прирост – в 1,6 раза. На дальнее зарубежье приходится 117,8 млн долларов, на страны СНГ – 74,5 млн долларов. Экспортируется 10% всей произведенной курской агропродукции. Главными статьями курского экспорта являются зерно и кондитерские изделия. К сожалению, комитет по печати и информации Курской области не представил «Абирегу» данных по отраслям агроэкспорта в целом. А лишь отчет, как улучшались экспортные показатели курских аграриев. В 2018 году отгрузка масложировой продукции увеличилась в 1,9 раза – на 2,5 млн долларов; зерна – в 3,4 раза – на 51,9 млн долларов; мясной и молочной продукции – в 7,3 раза – на 7,6 млн долларов, «прочей продукции» – в 33 раза – на 25,7 млн долларов. Основным импортером курского зерна является Латвия, на которую приходится 82% поставок. Крупнейшими импортерами «прочей продукции», точнее кондитерских изделий, являются Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, Китай и Израиль.
В регионе принята программа «Развитие экспорта продукции АПК Курской области», согласно которой планируется увеличение экспортных поставок высокомаржинальной продукции. В частности, экспорт планируется увеличить к 2024 году в 2,3 раза – до 272 млн долларов. В том числе масложировой продукции – до 7,9 млн долларов, зерна – до 75,5 млн долларов, мясной и молочной продукции – до 9,2 млн долларов, готовой пищевой продукции – до 152 млн долларов.
Главные свои экспортные надежды в сфере АПК курская администрация связывает с якорным инвестором региона – «Мираторгом», – который должен в 2020 году пустить первую очередь гигантской мясохладобойни с мощностью убоя 4,5 млн голов в год. Также ведутся переговоры и по другим экспортно ориентированным инвестпроектам в сфере АПК. С ООО «Содружество» – о производственном комплексе по глубокой переработке масличных культур мощностью переработки 1 млн тонн в год. С «Продимексом» – о строительстве станции по дешугаризации мелассы стоимостью 4,5 млрд рублей. И с тем же «Мираторгом» – о высокотехнологичном предприятии по переработке зерна (100 тыс. тонн) и производству муки (75 тыс. тонн). От трех этих проектов в Курске ждут увеличения экспортной выручки на 200 млн долларов в год.
Крупнейшим курским экспортером является кондитерская фабрика АО «Конти-рус», отгружающая свою продукцию в 40 стран мира. Доля кондитерских изделий в общем объеме экспорта составляет 34%.
В заключение можно сказать, что, несмотря на географическую близость, у каждого из четырех регионов есть своя ярко выраженная специфика и свои «любимые» статьи экспорта. Воронеж берет хлебом и валовыми объемами, Липецк готов залить заграницу подсолнечным и не только маслом. У Курска – самый сладкий бизнес. Крупнейшей строкой белгородского экспорта является, как в Липецке, растительное масло, но тема мяса в Белгороде доминирует, можно сказать, исторически. И экспортным направлением здесь начали заниматься гораздо раньше, чем это сделали их соседи по указке свыше. Путь белгородцев наглядно показывает, что завоевание экспортных и часто враждебных рынков – это совсем не то, что можно сделать по щелчку пальцев.
КОММЕНТАРИИ