Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 19 марта рассмотрела вопросы в сферах торговли, таможенного сотрудничества, конкуренции, адвокатирования предпринимательства, цифровизации, функционирования внутренних рынков, статистики, технического регулирования, фармацевтики, применения карантинных фитосанитарных мер, агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщает пресс-служба ЕЭК.
Одобрен подготовленный в соответствии с Договором о ЕАЭС Обзор государственной политики в сфере агропромышленного комплекса государств-членов Союза за 2012-2018 годы.
Реализация положений Договора о Союзе и Концепции согласованной агропромышленной политики в ЕАЭС позволила выстроить системную работу по интеграционному взаимодействию союзных стран в АПК. Всего за прошедший период принято более 100 решений органов Союза в данной сфере.
Принятые решения касаются вопросов сбалансированности общего рынка, развития производства чувствительных сельскохозяйственных товаров, формирования общих информационных ресурсов, повышения эффективности государственной поддержки, обеспечения справедливой конкуренции, развития в Союзе инновационных производств и проведения совместных научно-исследовательских работ, реализации экспортного потенциала.
Это позволяет обеспечить сбалансированность общего рынка Союза и учитывать возможности партнеров по Союзу при проведении аграрной политики. Прирост сельхозпроизводства в странах Союза за последние шесть лет составил 19 %. Увеличились объемы взаимной торговли. Уровень самообеспеченности по основным видам продовольствия в целом по ЕАЭС достиг 93 %. Внешняя торговля продукцией АПК вышла на качественно новый уровень: по сравнению с 2012 годом в 2018 году отрицательное сальдо в торговле с третьими странами сократилось пятикратно – с 25,5 до 5,3 млрд долларов. За этот период импорт снизился на 30 %, а экспортные поставки выросли на 37,6 %.
Коллегия ЕЭК рекомендовала странам Союза ряд мер по развитию производства мяса крупного рогатого скота. Среди них – создание системы племенного мясного скотоводства, развитие производства кормов и кормовых добавок, ветеринарных препаратов и лекарственных средств для животноводства. Планируется также создать межгосударственные кластеры мясного скотоводства.
Отмечено, что в 2013-2017 годах производство мяса крупного рогатого скота в целом по Союзу увеличилось на 3%. Но численность поголовья немного уменьшилась – на 0,6%, до 31,6 млн голов.
Для создания благоприятных условий во взаимной торговле и развития экспорта мяса государствам-членам рекомендуется при поддержке Комиссии гармонизировать нормативно-правовые акты стран Союза с требованиями третьих стран и интеграционных объединений. В частности, это коснется сфер применения санитарных, ветеринарно-санитарных мер и технического регулирования.
Установлены переходные положения к техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию», который вступит в силу с января 2022 года. До 1 июля 2023 года допускаются производство и выпуск в обращение в государствах-членах продукции при наличии документов об оценке соответствия, выданных или принятых до дня вступления в силу техрегламента.
Документ был принят Советом ЕЭК в сентябре 2018 года и установил требования безопасности к показателям горючего природного газа нескольких категорий. Это газ, подготовленный к транспортированию по магистральным газопроводам, промышленного и коммунально-бытового назначения, компримированный, подготовленный к использованию в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, сжиженный после специальной подготовки и используемый в качестве топлива. В числе таких требований – нормы содержания в нем сероводорода, кислорода, диоксида углерода, меркаптановой и общей серы, механических примесей.
Техрегламент обеспечит унификацию норм и стандартов на газ государств-членов, как это предусмотрено Протоколом о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам Договора о ЕАЭС, включая основы ценообразования и тарифной политики.
Утверждены изменения в Программу разработки межгосударственных стандартов к техническому регламенту Союза «О безопасности молока и молочной продукции». Согласно изменениям в 2019 – 2022 годах предусмотрена разработка 93 межгосударственных стандартов, из которых восемь будут подготовлены на основе действующих методик выполнения измерений МВИ, 17 – на основе международных стандартов ISO, 31 – национальных (государственных) стандартов, ряд стандартов планируется разработать впервые.
Например, для реализации требований техрегламента запланирована разработка межгосударственного стандарта «Молоко питьевое. Определение содержания сухого молока» и межгосударственных стандартов на определение в молочных смесях для детского питания марганца, углеводов, таурина, фолиевой кислоты, L-карнитина, лютеина и ряда других веществ, которые в настоящее время определяются расчетным путем. Разработчиками этих стандартов определены Беларусь и Россия.
Впервые Беларусь, Казахстан и Россия разработают межгосударственные стандарты на кобылье, верблюжье и овечье молоко, а также молоко ослиц. Кыргызстан подготовит межгосударственные стандарты на национальные молочные продукты.
Принято решение о снятии дополнительных требований по сертификации в Российской Федерации.
Сейчас к инвентарю для спортивных игр, включая ворота для футбола, гандбола, мини-футбола и хоккея на траве; сейфам, в том числе депозитным и индивидуальным; сейфовым замкам и замкам для защитных конструкций, а также солнцезащитным очкам национальным российским законодательством установлены обязательные требования по оценке соответствия.
Но правом Союза определено, что страны ЕАЭС не должны устанавливать в своем законодательстве требования к товарам, которые не входят в специальный союзный Единый перечень продукции. В перечне названных видов товаров нет. Поэтому Коллегия ЕЭК пришла к выводу, что установление требований по их обязательной оценке соответствия расходится с положениями пункта 1 статьи 52 Договора о ЕАЭС.
Коллегия ЕЭК установила в отношении отдельных видов углеграфитовой продукции для электролиза алюминия, классифицируемой кодами 8545 19 000 0 и 8545 90 900 0, ставки ввозных таможенных пошлин соответственно в размере 0 % и 5 % от таможенной стоимости до 30 апреля 2020 года включительно.
Эта мера таможенно-тарифного регулирования поддержит производителей алюминиевой продукции, которая используется в различных отраслях промышленности (автомобильной, авиакосмической, производстве строительных материалов и др.), а также поможет создать благоприятные условия для развития предприятий по производству алюминия при дефиците союзной углеграфитовой продукции – анодных и катодных блоков.
Утверждены Правила реализации общих процессов в сфере информационного обеспечения применения карантинных фитосанитарных мер.
Это позволит снизить уровень риска ввоза и распространения в странах Союза карантинных объектов за счет обеспечения более оперативного обмена информацией между уполномоченными органами государств-членов. Они начнут использовать в работе фитосанитарные сертификаты в электронном виде, эффективнее выявлять поддельные и недействительные фитосанитарные документы. Будут снижены издержки предпринимателей на оформление таких сертификатов за счет перехода на безбумажную технологию.
Своевременный обмен электронной информацией о введении, отмене и изменении временных карантинных фитосанитарных мер поможет устранить причины возникновения административных барьеров, связанных с введением этих мер и, соответственно, повысить качество торговли.
КОММЕНТАРИИ