Константин Федорец на встрече с журналистами в Алматы 26 февраля рассказал об особенностях экспорта в соседнюю страну, пишет Forbes Казахстан.
Как сообщил председатель правления компании «Рахат» Константин Федорец, по итогам минувшего года самая крупная кондитерская компания Казахстана смогла нарастить экспорт практически в тех же пропорциях, что и весь рынок: на 1% год в объемах и 4,5% в деньгах. Всего экспорт составил около 22% от объемов «Рахата».
"Это достаточно много, но не так, как могло бы быть, - заявил г-н Федорец. - И есть на это причины. Самый большой импортер нашей продукции – Российская Федерация. Но поставки туда падают. В прошлом году – на 2%. Почему? Таможенный союз вроде бы должен способствовать продажам продукции одной страны в другой. Но не всё так. Россия предпочитает действовать с позиции силы везде, в том числе в рознице. Наши продукты подвергаются преследованию со стороны местных производителей. У них очень сильное лобби и связи с местными властями, полицией, таможней, налоговыми органами."
По словам собеседника, обычно производители в России начинают спор с иностранцами за якобы схожесть их товарных знаков с местными. И хотя «Рахат» имеет право торговать продукцией со своими товарными знаками, их пытаются засудить.
"Юристы на своей территории всегда сильнее, - с сожалением отметил глава «Рахата». - Мы постоянно находимся в каких-то тяжбах. Местные власти арестовывают всю рахатовскую продукцию в магазинах, и магазины начинают сомневаться: работать с нами дальше или нет. Мы стараемся от всего этого отходить, и в результате остаемся только с казахскими названиями продукции. Их в России, к счастью, пока не могут оспорить. Но мне кажется там нет предела беспределу."
Как рассказал Константин Федорец, много лет назад «Рахат» делал попытки сесть за стол переговоров с российскими конкурентами. Бывшие руководители компании знали своих коллег по цеху еще с советских времен, они даже заключали неформальный «пакт о ненападении». Но потом сменились владельцы и руководство компании в Казахстане, у бизнеса в России тоже были перемены. И пакт был нарушен.
Собеседник называет борьбу россиян с казахстанскими конкурентами «стрельбой из пушки по воробьям»: доля «Рахата» в России ничтожна, чуть выше 1%.
"Чего бы нам хотелось? Чтобы наши власти точно так же относились к нашим «друзьям» по рынку, - не без иронии заявил Константин Федорец. – Наше государство нам не помощник на территории РФ. Но в Казахстане наши госорганы могут выполнять функции омбудсмена. Есть регламент Таможенного союза, который регулирует состав продуктов. Что касается «Рахата», то мы покупаем всё согласно этого регламента, всё самое дорогое: у нас бобы из Ганы, у нас лучшие растительные жиры. Но мы провели анализ: не все соблюдают этот техрегламент. Но я ангажирован, мои доказательства могут быть неверно истолкованы. Нам хотелось бы, чтобы такой анализ провело государство, мы даже готовы оплатит, чтобы поставить всех в равные условия. Если нас в этом поддержат, я буду очень благодарен. Минсельхоз нас уже внимательно слушает. С Минздравом диалог только начинается. Хотя история с соблюдением регламента состава продуктов – это вотчина Минздрава. Но они пока осторожны, им забот с прививками и детскими поликлиниками хватает. Тем не менее, это как раз наши дети едят эти продукты."
Любопытный факт: продукция «Рахата» пользуется спросом в России в том числе из-за мигрантов, переезжающих из Казахстана в Россию. Сменив страну, они продолжают быть лояльными потребителями.
Что касается других рынков, на втором месте по зарубежным поставкам у «Рахата» Кыргызстан. Туда идет большой экспорт еще и потому, что у казахстанских кондитеров там свое дочернее предприятие, полностью подконтрольное. Кроме того, продукция «Рахат» идет в Узбекистан, Таджикистан, Монголия и Афганистан.
Планируется, что в следующем году начнутся поставки и в Южную Корею. Правда, с этой страной не все так просто: вкусовые предпочтения казахстанцев и южнокрейцев сильно отличаются. Однако из материнской компании LOTTE в «Рахат» уже приезжали дегустаторы и отобрали на пробу несколько продуктов.
КОММЕНТАРИИ