Материал пресс-службы Гнидаевского сахарного завода:
Мировые цены на сахар продолжают снижаться вследствие структурного избытка, замедление потребления, спекулятивной продажи, устойчивого доллара и макроэкономической среды.
Из-за увеличения операций, подорожание горюче-смазочных и других расходных ресурсов резко пошла вверх кривая себестоимости выращивания и переработки сахарной свеклы.
Исходя из этого, некоторые аналитики утверждают, что даже 38 заводов для Украины страны много и прогнозируют, что их численность и в дальнейшем будет уменьшаться, в то же время будет увеличиваться мощность тех, что останутся.
Миру не надо миллион тонн нашего сахара? Однако миллион тонн биоэтанола он проглотит с большой радостью. Надеяться на подъем на мировом рынке и дрожать в ожидании его обвалов. Эти качели вытрясут из отрасли душу. Время брать ситуацию в свои руки, как это делают, скажем, в Европе или Бразилии, когда один и тот же сахарный завод способен производить и сахар, и биоэтанол и может в зависимости от мировых цен на нефть и сахар переключаться с одного продукта на другой. Кроме сахара и биоэтанола благодаря этой технологии производят биогаз, шрот, сухой жом, который идет на корм скоту. То есть рентабельность производства очень высока.
На Волыни на базе Гнидавского сахарного завода уже действует предприятие, которое перерабатывает мелассу на биоэтанол.
Гнидавский биоэтанольный завод был запущен в конце 2017 года. Как рассказал председатель наблюдательного совета ОАО «Гнидавский сахарный завод» Ярослав Галькевич, инжиниринговых сопровождение при строительстве объекта осуществляла французская компания Маguine. В этом проекте воплощены самые современные и самые смелые технологические идеи, которым позавидовали бы даже французы. Благодаря тому, что использовали отечественные материалы, а оборудование монтировали украинские мастера, смету объекта удешевили на 50%. Проект не удалось бы реализовать без очень серьезной финансовой поддержки «Укргазбанка», который открыл долговременные кредитные линии под достаточно низкие ставки. Биоэтанол здесь производят из патоки, мощность - 60 декалитров в сутки, или 50 тонн (биоэтанол, этанол, органический растворитель). Правда, в отличие от Узинского коллег,и специалисты Гнидавского сахарозавода предпочли технологии, основанной на принципе адсорбции на молекулярных ситах. Здесь подсчитали, что такой способ требует меньших эксплуатационных и энергетических затрат. Об эффективности нового производства свидетельствует такой показатель: для изготовления одного декалитра биоэтанола здесь расходуется 1,3 куб. м газа, тогда как спиртзаводы тратят на единицу продукции 4 куб. м голубого топлива.
Реализуют продукт по средней цене 19 тыс. грн/т (45,39 руб/т). Собственное сырье, получаемое из сахарного завода, покрывает лишь 30% потребностей, остальное приходится подвозить из ближайших предприятий.
«Конечно, биоэтанольный завод существенно повышает общую рентабельность производства сахара, - объясняет Ярослав Галькевич. - Он позволяет не продавать мелассу по цене икс, а выработать из нее новую продукцию и получить добавленную стоимость - икс плюс. Теоретически в случае необходимости мы можем уменьшить производство сахара и одновременно увеличить производство биоэтанола. Но только в том случае, если это будет выгоднее производства сахара. Следует ориентироваться на цены на нефть и ряд других факторов ...»
Производители биоэтанола сетуют на то, что этот продукт относится к акцизной группы товаров: он, как и спирт, имеет код УКТВЭД 2207. Поэтому сахарный завод не имеет права реализовать биоэтанол без лицензии «Укрспирта», которая стоит в год 500 тыс. грн.
А для того, чтобы обойти эту рогатку, приходится автоматически добавлять к нему зарегистрированые денатурированной вещества, отвечающие стандарту.
Однако возникает еще одна проблема: создать повышенный спрос на биоэтанол на внутреннем рынке. Для этого нужна соответствующая государственная политика. Она начала формироваться в Украине 12 лет назад.
КОММЕНТАРИИ