10 октября состоялось ключевое мероприятие деловой программы выставки «Золотая осень-2018» – Агробизнесфорум «АПК 2.0: экспорт как драйвер модернизации». В ходе своего выступления на пленарном заседании Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев рассказал о параметрах нового проекта «Экспорт продукции АПК», реализация которого позволит выполнить «майский указ» Президента России об увеличении поставок сельхозпродукции за рубеж до 45 млрд долларов к 2024 году, сообщает пресс-служба Минсельхоза РФ.
Глава Минсельхоза отметил, что за последнее десятилетие в агропромышленном комплексе России произошли значительные изменения от преобладания импорта продовольствия к реализации экспортного потенциала.
«Мы рассматриваем эту задачу как новый этап развития сельского хозяйства, в котором экспорт является драйвером модернизации отрасли. Поскольку в рамках текущей структуры производства, логистики и сбыта выйти на целевой показатель невозможно, нам предстоит большая работа по созданию новой товарной массы, развитию транспортно-логистической системы, устранению тарифных и нетарифных барьеров на целевых рынках, продвижению нашей продукции за рубежом», – сообщил Дмитрий Патрушев.
Именно на это направлен проект «Экспорт продукции АПК», реализация которого начнется со следующего года. В настоящее время он уже получил одобрение Президиума совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Документом определены приоритетные для экспорта товарные группы, в том числе выделены масложировая, мясная и молочная продукция, зерновые, рыба и морепродукты, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, кондитерские изделия. Так, по расчетам Минсельхоза России, масложировая отрасль может обеспечить прирост экспорта к 2024 году 5,4 млрд долларов, пищевая и перерабатывающая промышленность – 5,2 млрд долларов, рыба и морепродукты – 4,1 млрд долларов, зерновые – 3,9 млрд долларов, а мясная и молочная продукция – 2,2 млрд долларов. Прочие товары дадут еще дополнительно 3,5 млрд долларов к 2024 году.
«У нас сегодня есть полное понимание, где будет востребована наша продукция – это Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Африки, Персидского залива. Но есть определенные ограничения. К примеру, мы рассчитываем более чем в четыре раза нарастить экспорт мясной и молочной продукции, но сделать это без обеспечения ветеринарного благополучия на территории России просто невозможно. Поэтому мы продолжим вести переговоры со странами-импортерами, будем разрабатывать национальные программы контроля по борьбе с заболеваниями животных, субсидировать сертификацию продукции АПК», – подчеркнул Дмитрий Патрушев.
Для создания транспортно-логистической инфраструктуры, способной обеспечить рост экспорта, в том числе несырьевого, Минсельхозом России предусмотрено строительство новых распределительных центров, наращивание портовых и перевалочных мощностей, развитие цифровых технологий в логистике.
Также в рамках проекта будет проводиться системная работа по продвижению российской сельхозпродукции на внешних рынках. Эта задача будет решаться как посредством создаваемой сети представителей Минсельхоза за рубежом, так и за счет субсидирования деятельности Российского экспортного центра.
Дмитрий Патрушев особо отметил, что для выполнения поставленной Президентом России задачи сегодня созданы все условия и предусмотрено необходимое финансирование. На реализацию комплекса мероприятий по поддержке экспорта АПК государством выделено 350 млрд рублей в течение следующих шести лет. Большая часть средств – более 290 млрд рублей – будет направлена на создание новой товарной массы за счет развития льготного кредитования предприятий и мелиорации. Свыше 30 млрд рублей планируется потратить на экспортно-ориентированную агрологистику. Основные направления финансирования – субсидирование затрат на транспортировку сельхозпродукции и строительство объектов АПК. Мероприятия по устранению внешнеторговых барьеров получат поддержку в размере 18 млрд рублей, которые будут направлены на эпизоотический мониторинг и обеспечение эпизоотической безопасности, субсидирование сертификации сельхозпродукции и продовольствия. Кроме того, почти 9 млрд рублей выделено на реализацию комплекса мер по созданию системы продвижения российской продукции за рубежом, в том числе на субсидии Российскому экспортному центру, создание и продвижение брендов и региональных суббрендов, развитие сети атташе по АПК и другие направления.
КОММЕНТАРИИ