Для повышения за предстоящие шесть лет объема несырьевого экспорта с $140 млрд до $250 млрд правительству предложено обновить практически все принятые программы по поддержке поставок товаров и услуг за рубеж — сводный перечень мер в рамках нового нацпроекта подготовил Минпромторг. Уже действующие в рамках проектного офиса направления предлагается расширить за счет программ по поддержке экспорта услуг, по логистике и региональным мерам. Всего на реализацию старых и новых мер запрошено 2 трлн руб. на срок до 2024 года, пишет «Коммерсантъ».
Как стало известно “Ъ”, Минпромторг подготовил и направил в правительство предложения по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». Ранее Белый дом в рамках прежнего формата — приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт» утвердил четыре программы поддержки несырьевого экспорта: по системным мерам, по поддержке экспорта в промышленности и в АПК, по развитию экспортного потенциала российской системы образования. Теперь их предлагается дополнить федеральными проектами «Логистика международной торговли», «Экспорт услуг», «Региональные экспортные программы» (программа по образованию проектом не стала). Предполагается, что реализация нацпроекта начнется с октября 2018-го, курировать его будет первый вице-премьер Антон Силуанов, руководителем проекта назван глава Минпромторга Денис Мантуров, администратором — глава РЭЦ Андрей Слепнев.
По итогам реализации проектов объем несырьевого экспорта должен вырасти с $140 млрд по итогам 2017-го до $250 млрд в 2024-м. Всего на это заложено 1,98 трлн руб. в 2018–2024 годах, в том числе по промышленному экспорту — 885 млрд руб., для АПК — 769 млрд руб., на системные меры — 233,4 млрд руб. Резкое увеличение объемов поддержки в рамках нацпроекта может произойти уже с 2019 года: 284 млрд руб. против 52 млрд руб. в 2018-м.
Для поддержки промышленного экспорта до конца следующего года предлагается обновить отраслевые программы (в том числе установив отдельные меры для Росатома), а также увязать импортозамещение с конкурентоспособностью на внешних рынках. Предлагается изменить правила предоставления господдержки с учетом ориентации получателей на экспорт, ввести механизм поддержки поставки первой партии и утвердить единый перечень высокотехнологичной продукции. В агросекторе предлагается развивать экспортную логистику, в том числе за счет компенсации затрат на поставки.
В блоке по логистике предусмотрено обновление и строительство новых пунктов пропуска через границу, снятие регуляторных барьеров при перевозках (в том числе транзитных), а также развитие экспортно ориентированных транспортных коридоров. По экспорту услуг предусмотрено освобождение от валютного контроля (за исключением транспортных и строительных услуг), упрощение визового режима для туристов, расширение на таких экспортеров действующей системы субсидий (на продвижение, сертификацию и так далее). Также в программе зафиксировано применение нулевой ставки НДС при экспорте оборудования, используемого для строительства объектов за рубежом. Еще одна программа — по поддержке экспорта регионов — включает разработку обновленного регионального экспортного стандарта, который предлагается внедрить к 2021 году.
Обновление программы по системным мерам предусматривает модернизацию торгпредств (за их работу теперь отвечает Минпромторг, а не Минэкономики), а также совместное финансирование РЭЦ и ВЭБом проектов по модернизации экспортно ориентированных производств. Также в списке мер записано снятие излишних требований по лицензированию, упрощение процедур в рамках «единого окна» (блок включает отмену валютного контроля и уголовной ответственности за его нарушение, расширение применения нулевой ставки НДС при экспорте, упрощенный порядок декларирования единичных образцов товаров). Впрочем, реализация этих мер преимущественно вынесена на более отдаленную перспективу — реестр экспортеров предлагается создать к ноябрю 2020-го, «единое окно» на базе РЭЦ — лишь к 2021-му («дорожную карту» предлагается утвердить к июню 2019-го).
КОММЕНТАРИИ