Проверяющие не могут найти, кто годами травит воду в Нурлате

Ручьи на юге Нурлата, впадающие в местную речку Кондурчу, то меняются в цвете, то, по словам местных жителей, пахнут нечистотами. Госорганы регулярно фиксируют в воде превышение ПДК опасных веществ, но найти источник отравы почему-то не могут. Основные подозреваемые как будто не при чем: у сахарного завода —​ замкнутый круговорот технической воды, старые очистные много лет не функционируют, а канализационные стоки перенаправляются в другую часть города.

22 мая местные жители сообщили "Idel.Реалии" о зарязнении реки Кондурча близ деревни Нижний Нурлат . В месте, где в нее впадает ручей (на "Яндекс"-картах он обозначен как оросительный канал №2), вода приобрела цвет молока.

Минэкологии отреагировало на информацию быстро: выехали на место на следующее утро, захватив с собой инспектора управления Росприроднадзора. Для обследования местности даже использовали квадрокоптер. Спустя неделю были готовы результаты анализов.

Как сообщила корреспонденту "Idel.Реалии" начальник пресс-службы Минэкологии РТ Лилия Мулюкова, превышение ПДК загрязняющих веществ было зафиксировано только в ручье, впадающем в Кондурчу. В самой реке (пробы отбирались выше и ниже места впадения ручья в нее) превышения ПДК специалисты не выявили.

Начальник Юго-Восточного теруправления Минэкологии РТ Альберт Маликов предположил, что загрязнение ручья было вызвано сбросом из "отстойника", принадлежащего ЗАО "Нурлатский сахар" (данный объект обозначен как отстойник в картах Wikimapia, в генплане Нурлата — как пруд-охладитель). Маликов счел, что ручей ("оросительный канал №2") и "отстойник" соединены друг с другом.

Поскольку ЗАО "Нурлатский сахар", как и Кондурча, протекающая по территории двух субъектов страны (Татарстану и Самарской области), подлежит федеральному экологическому надзору, Минэкологии РТ передало протоколы вместе с результатами анализов в управление Росприроднадзора по РТ для дальнейших действий.

При этом оба ведомства отказались предоставить нашему изданию результаты анализов, в которых зафиксировано превышение ПДК. В Минэкологии — поскольку все материалы передали в Росприроднадзор. В Росприроднадзоре — поскольку переданные им протоколы составлены министерством экологии РТ. Дескать федералы, как третьи лица, никому их передавать не могут.

НЕ ОТСТОЙНИК, А ПРУД-ОХЛАДИТЕЛЬ

Белая вода в "оросительном канале" появляется не впервые. В июле прошлого года в том же самом месте жители видели аналогичную картину: вода цвета молока текла по ручью в Кондурчу.

И сейчас, и тогда очевидцы полагали, что источник сброса — "отстойник" нурлатского сахарного завода. Дескать воде в ручье (оросительном канале №2), кроме как из "отстойника", больше взяться неоткуда.

Глядя на спутниковые снимки, действительно кажется, что "оросительный канал" берет начало в данном объекте, но их сообщение между собой отвергают и инспекторы Росприроднадзора, и на самом сахарном заводе.

Правда, инспекторы Росприроднадзора называют объект отстойником (так же, как называют его коллеги из Минэкологии РТ и местные жители), а представители сахарного завода именуют его, как и в генплане — прудом-охладителем.

Между отстойником и прудом-охладителем есть принципиальная разница.

Как объясняли корреспонденту "Idel.Реалии" инспекторы, в отстойник поступают жидкие отходы с завода. Затем, мол, вода испаряется, а обезвоженный осадок вывозится.

На том, что у объекта совершенно иное функциональное назначение, настаивает генеральный директор ЗАО "Нурлатский сахар" Игорь Сагайдак.

По его словам, пруд-охладитель — это составная часть системы оборотного водоснабжения предприятия, предназначенная для охлаждения промышленных вод.

Заводу в технологическом цикле нужна холодная вода, говорит он. Поэтому, чтобы не забирать постоянно свежую воду из Кондурчи, нагретая до 40 градусов вода направляется в пруд, в нем охлаждается, затем по каналу, который на Яндекс картах обозначен как оросительный канал №1, стекает до места расположения насосных установок предприятия и с их помощью возвращается обратно на завод.

Таким образом предприятие использует только канал №1 (а не канал №2, загрязнение которого было обнаружено), но и из него, уверяет гендиректор, оборотная вода не попадает в Кондурчу, так как произведена обваловка канала.

Источником загрязнения ручья (оросительного канала №2), произошедшего в мае, "Нурлатский сахар" быть не может, настаивает Сагайдак, хотя бы потому, что завод остановился 27 января, производства в настоящее время нет, а персонал занят тем, что ремонтирует оборудование и готовится к новому сезону переработки.

"ВОНЬ КАНАЛИЗАЦИОННАЯ —​ ЗА КИЛОМЕТР СТОИТ"

На довод, что пруд и оросительный канал №2 не соединены, местные жители возражают: мол, вода из "отстойника" вытекает на рельеф местности через верх и попадает в канал. Правда, происходит это, по их словам, обычно осенью, когда сахарный завод начинает функционировать и по округе разносится специфический запах производства.

Но пахнет там не только этим, причем и в другие времена года.

— Там иногда воняет так, как именно очистные сооружения, куда сливается канализация, [пахнут], а никакие не сахарные. Там бывает такая вонь канализационная — за километр стоит, — рассказывает местный житель и вновь указывает на пруд "Нурлатского сахара" как на возможный источник.

— Там канализации в принципе нет, — отвергает обвинения Сагайдак. — Там есть вода, которая туда-сюда ходит. Она горячая, да. Там есть растительность — в этому пруду — какая-то, потому что сейчас не работаем, все остыло. Там утки, гуси, камыши. Потом теплую даем – органика разлагается. Вода черная, но она канализацией не пахнет. Она пахнет болотом.

На этом месте, рядом с нашим прудом-охладителем раньше были очистные сооружения этого района — Сахзавода (ранее микрорайон "Сахарный завод", сейчас это микрорайон Сахароваров — "Idel.Реалии"), — продолжает он. — Оттуда собирались и качались на утилизацию все канализационные стоки. Сейчас КНС перенесли за дорогу. С этой стороны-то осталось. Что мы гадаем, если канализация рядом есть?

Оросительный канал №2 - тот самый ручей, который в конце мая приобрел молочный цвет. Как утверждают на сахарном заводе и в Росприроднадзоре, он с прудом-охладителем предприятия не соединен

Действительно, примерно в двухстах метрах от пруда-охладителя находится земельный участок с разрешенным видом использования, по данным Росреестра — "под строительство канализационных очистных сооружений". Здесь ранее работали очистные сооружения канализации.

Но сейчас они законсервированы, не функционируют, уверяет Рустем Нугуманов — начальник участка водоотведения ООО "Промочистка", занимающегося водоснабжением и водоотведением в Нурлате. По словам Нугуманова, к компании данный объект отношения не имеет, а канализационные стоки из этой (южной) части населенного пункта перенаправляются на действующие очистные в северной части города.

Если очистные не эксплуатируются, то почему они не завалены, не зачищены и там не посажены цветы, задается вопросом Сагайдак. Хоть и заброшенные, они по-прежнему стоят с водой, говорит он, и к ним ведет дорога, по которой туда кто-то ездит.

Руководитель "Нурлатского сахара" указывает на еще один возможный источник загрязнения ручья ("оросительного канала №2"), впадающего в Кондурчу — поверхностный сток с микрорайона Сахароваров. Мол, по территории микрорайона проходят два оврага (на спутниковых снимках их можно идентифицировать по полоскам деревьев, на "Яндекс"-картах они обозначены как водотоки), а скапливающаяся в них вода стекает все в тот же ручей.

Кстати, запах канализации доносился от ручья буквально на днях, 18 июня, уверяет Сагайдак — неподалеку от места впадения в Кондурчу.

​ОТХОДЫ ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА?

Шансов доказать чью-то вину в сбросе в ручей отходов, вызвавших его загрязнение и белый цвет воды, нет, признают инспекторы управления Росприроднадзора по РТ. Мол, никого с поличным не застали, и результаты химического анализа воды не указывают на принадлежность к конкретному производству.

Остается только строить догадки.

Одно из предположений экологов заключается в том, что источником отходов могло быть молокоперерабатывающее предприятие. На это косвенно указывают, по их словам, белые лужи и сгустки на берегу, стекавшие в ручей в момент обнаружения инспекторами загрязнения. Они допускают, что отходы могли привезти на машине и слить.

Специалисты управления пытаются выяснить, есть ли такие предприятия в Нурлате.

ДЛЯ СПРАВКИ

Решение закрыть очистные сооружения канализации в микрорайоне "Сахарный завод" было принято давно. Причина — 80-процентный износ, работа в аварийном состоянии с перегрузкой и, как следствие, неспособность обеспечивать нормативную очистку стоков перед сбросом в Кондурчу (об этом сообщает госдоклад Минэкологии РТ о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2011 году, стр. 420).

Из текста решения Совета Нурлатского муниципального района от 19 декабря 2012 года № 194, касающегося программы социально-экономического развития района, следует, что уже в то время сточные воды из городской канализации поступали только на биологические очистные сооружения КОС, расположенные в северо-западной части города, с последующим сбросом в реку Большой Черемшан.

То есть очистные сооружения в микрорайоне "Сахарный завод" (далее — старые очистные) официально не функционировали.

Тем не менее, данные из еженедельных отчетов Юго-Восточного ТУ Минэкологии РТ свидетельствуют о том, что и позже стоки со старых очистных могли загрязнять ручей, впадающий в Кондурчу.

Так 2 июня 2014 года были отобраны пробы воды "с места слияния р. Кондурча с водами из ручейка, стекающего с болотной местности, образовавшейся стоками, вытекающими с территории старых очистных и стоками со стороны Ниж. Нурлата". Было выявлено превышение ПДК: по аммонию — в 1,3 раза; по нитритам — в 3,7 раз; по фосфатам — в 4,3 раза; по сульфатам — в 2,5 раза; по магнию — в 2,2 раза, железу — в 6,1 раза; по меди — в 5 раз.

При этом в пробах воды в Кондурче, отобранных выше слияния ручейка, превышение ПДК было по сульфатам — в 1,4 раза, по меди — в 6 раз, по железу — в 3 раза; ниже слияния ручейка: по сульфатам — в 1,6 раз; по железу — в 2 раза; по меди — в 6 раз (данные отчета о работе в период с 06.06.2014 по 11.06.2014 г.).

10 июня 2014 года в Нурлате были отобраны две пробы и вновь зафиксировано превышение ПДК:

"ООО "Промочистка", вода из ямы, находящейся на территории старых очистных и стекающая по оврагу в сторону р. Кондурча — по аммонию — в 24,4 раза, фосфатам — в 39 раз, сульфатам — в 5 раз, АПВ — в 3,6 раза (вероятно, АПАВ, анионактивные поверхностно-активные вещества — "Idel.Реалии");

ООО "Промочистка", вода из колодца, находящегося возле трассы Нурлат — Самара, в ~ 120м от старых очистных сооружений — по аммонию — в 93,3 раза, фосфатам — в 72 раза, сульфатам — в 3,2 раза, АПАВ — в 5,4 раза" (данные отчета о работе в период с 16.06.2014 по 19.06.2014 г.).

В августе того же года по решению Нурлатского районного суда деятельность старых очистных сооружений в Нурлате была приостановлена на тридцать суток. Причина — сброс сточных вод с них в болото, впадающее в Кондурчу, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Судя по отчетам Юго-Восточного ТУ Минэкологии в стоках ЗАО "Нурлатский сахар", впадающих в Кондурчу (если это были в самом деле стоки данного предприятия), в 2013-2014 годах специалисты также фиксировали превышение ПДК.

Так, в ноябре 2013 года были выявлены превышения ПДК в 32,8 раза по аммонию в пробах "оборотной воды с пруда-охладителя" и в 8 раз по аммонию в пробах "сточной воды, стекающей через овраг в р. Кондурча". При этом в пробах воды, отобранных в Кондурче "выше сброса ЗАО "Нурлатский сахар"" превышение ПДК было по фосфатам — в 1,4 раза, а ниже сброса ЗАО "Нурлатский сахар" — также по фосфатам — в 1,2 раза (по данным отчета о работе в период с 01.11.2013 по 07.11.2013 г.).

В 2014 году, рассматривая жалобу на загрязнение реки сточными водами завода, экологи обнаружили превышения ПДК:

— в пробах воды из трубы, выходящей с полей, залитых водой, в южной части Нурлат — по аммонию — в 4,8 раза, фосфатам — в 10 раз, сульфатам — в 1,3 раза;

— в пробах оборотной воды с пруда-охладителя ЗАО "Нурлатский сахар" — по аммонию — в 14,6 раза, сульфатам — в 1,4 раза.

При этом в пробах воды, взятых из Кондурчи выше попадания воды из трубы, превышение ПДК было по сульфатам — в 2,2 раза, ниже попадания воды из трубы — по сульфатам в 3,6 раза (по данным отчета о работе в период с 24.10.2014 по 30.10.2014 г.).

Гендиректор ЗАО "Нурлатский сахар" Игорь Сагайдак считает, что загрязненные стоки могут попадать в ручьи по оврагам. Они на карте обозначены голубыми извилистыми линиями.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)