Потребление сладостей, позиционируемых как более полезные и здоровые, к которым можно отнести различные бисквиты, печенья и некоторые виды батончиков на основе злаков, орехов и переработанных сухофруктов, также мармелад, пастилу или желированные конфеты на основе фруктового пюре и соков, и изделия без сахара или со сниженным его содержанием, включая специальное диетическое питание, выросло в России в 2017 году на 34,2% до 102 тыс. тонн (*). Расходы на подобные виды сладостей выросли за тот же период на 38,9% до 30,6 млрд руб, говорится в обзоре Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР).
Всего объемы потребления кондитерских изделий, позиционируемых как более здоровые или полезные, составили в 2017 году, по оценкам ЦИКР, 2,8% от всего потребления сладостей в России или около 0,7 кг в год на человека в среднем по стране. Ниша кондитерских изделий подобного рода представлена в основном продукцией отечественных производителей, на импорт приходится около 15% потребляемой продукции. Около 45% объема потребления сладостей, позиционируемых как более здоровые — это пастильно-мармеладные изделия, порядка 15% приходятся на шоколадные, остальное делят различного рода злаково-ореховые батончики и мучные кондитерские изделия.
Производство в целом всех видов кондитерских изделий в России в 2017 году выросло до 3,63 млн тонн, что на 2,5% выше объемов выпуска сладостей в 2016 году, по данным Росстата. Наилучшая динамика отмечается в сегменте шоколадных кондитерских изделий, объемы выпуска которых увеличились по сравнению с 2016 годом на 8% до 710 тыс. тонн. Выпуск всех видов мучных кондитерских изделий как длительных сроков хранения (печенье, вафли, кексы, пряники, рулеты и так далее), так и недлительных (торты и пирожные) увеличился на 5,7% до 1,85 млн тонн. Производство сахаристых кондитерских изделий в 2017 году сократилось почти на 3% до 1,07 млн тонн, что соответствует показателям 2015 года.
Сегмент кондитерских изделий, позиционируемых как более полезные и здоровые, в прошлом году стал наиболее динамично развивающимся сектором кондитерского рынка. Среди базовых факторов, влияющих на рост потребления — улучшение потребительских настроений и постепенный отказ от экономной модели потребления, которой придерживались большинство российских потребителей в течение 2015-2016 годов. Как правило, сладости, позиционируемые как более здоровые или полезные, дороже на 20-40% аналогичных видов кондитерских изделий, в случаях, если допустимо сравнение. Так что наиболее активно спрос стал восстанавливаться в более дорогих ценовых категориях (потребление кондитерских изделий в 2017 году выросло до рекордных 24,5 кг в год на человека, причем наиболее высокими темпами в прошлом году росли продажи более дорогих видов сладкого, например, шоколадных кондитерских изделий, до почти 5 кг в год на человека против 4,5 кг в конце 2016 года. Потребление различного рода печенья, вафель, пряников в течение кризиса также заметно увеличилось. В 2017 году этот вид сладостей по прежнему в лидерах по объемам потребления — в конце 2017 года оно составляет 9,6 кг в год на человека в среднем, против 9,5 кг в год в конце 2016 года. Потребление сахаристых кондитерских изделий немного сократилось составив 7,9 кг в год на человека).
Также все более значимым становится тренд по контролю за питанием, когда потребители акцентируют внимание не только на безопасности продукции, но стремятся выбирать продукты питания, позиционируемые как более полезные и/или «здоровые». Хотя этот тренд более распространен в крупных городах.
Также расширяется предложение такого рода продуктов за счет увеличения ассортиментного разнообразия. Кроме того, эти виды сладкого становятся все более доступными как по цене, так и благодаря развитию этой категории в розничных сетях. Растет и число магазинов, специализирующихся на «полезных и здоровых» продуктах питания, в ассортимент которых входят в том числе сладости. Наконец, российские потребители постепенно становятся все больше вовлечены в глобальные тренды благодаря популяризации идей здорового питания в целом и появлению все большего объема информации о таких продуктах.
Тем не менее, российским потребителям не хватает качественной и достоверной информации о потребительских свойствах продуктов позиционируемых как более здоровы и полезные. И пока, чаще всего, такие сладости рассматриваются как альтернатива обычным для тех, кто хочет снизить калорийность своего рациона. Тем не менее, такие сладости не могут полностью заменить традиционные кондитерские изделия, как в силу специфичности рецептур и вкусов, так благодаря исторически сформированной культуре потребления сладкого.
«При сохранении позитивных потребительских настроений сегмент кондитерских изделий, позиционируемых как более полезные и здоровые, продолжит расти опережающими темпами, — считает исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Благодаря достаточно высокой рентабельности такой продукции, сектор привлекает и все большее количество производителей. Уже становится заметно более активное расширение представленности шоколадных кондитерских изделий в сегменте. Кроме того, в описываемую нишу приходят игроки их других секторов пищевой промышленности, например, молочной».
КОММЕНТАРИИ