Депутаты Госдумы поставили вопрос о возможности разработки принципиально нового инструмента страховой защиты в аграрном секторе на условиях господдержки, идея была рассмотрена в ходе профильных парламентских слушаний на этой неделе, организованных комитетом Госдумы по аграрной политике, передает ИА "Финмаркет".
Как сообщил "Интерфаксу" президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов, "новый вид страхования, о котором говорили депутаты, основан на существенной потребности в защите доходов ряда отечественных сельхозпроизводителей, которые второй год подряд сталкиваются с проблемами кризиса перепроизводства". "В первую очередь речь, конечно, идет о производителях сахарной свеклы. В настоящее время в России на условиях госсубсидирования страхуются растениеводы, при этом страхованием покрываются риски потери урожая, из-за чего производитель может разориться. В случае перепроизводства мы имеем совершенно иную ситуацию. Госсубсидии на производство самого урожая использованы, урожай выращен прекрасный, но из-за перепроизводства возникает обвал цен на агропродукцию, что ставит производителя на грань разорения. Как застраховаться от этого? В различных странах есть опыт страхования аграриев от колебаний цен на сельхозпродукцию, он считается классическим", - продолжил К.Биждов.
Однако, по мнению президента НСА, в России этот опыт, даже в ограниченных объемах, можно реализовать "только при условии госгарантий или участия государственного института гарантий". К примеру, риски изменения цен могли бы страховать крупнейшие страховые компании, но они должны быть перестрахованы в "Российской национальной перестраховочной компании" (РНПК). "В любом случае новый вид страхования относился бы к страхованию финансовых рисков и потребовал бы совершенно особой законодательной конструкции для реализации", - полагает глава НСА.
Главный эксперт "Интерфакс ЦЭА" Анжела Долгополова считает, что РНПК, у которой сегодня свои задачи, вряд ли заинтересуется таким новым видом бизнеса. Кроме того, страховщики в РФ крайне настороженно относятся к страхованию финансовых рисков, усугублять это отношение может подверженность отрасли ценовым колебаниям и общая неустойчивость конъюнктуры сельхозрынка.
Как сообщалось, в этом году Минсельхоз РФ рекомендует оптимизировать посевы сахарной свеклы, разместив ее на 1,1 млн га против 1,2 млн га в прошлом году. Это планируется сделать для того, чтобы не допустить перепроизводства сахара.
Слушания в нижней палате парламента были посвящены совершенствованию бюджетной поддержки АПК, в том числе в регионах РФ. В рекомендациях по итогам слушаний подчеркивается, что "агрострахование стало одним из направлений господдержки, для которых консолидация субсидий привела к существенному сокращению объемов средств, выделяемых субъектами РФ на их финансирование", сообщил глава НСА. "В результате застрахованная посевная площадь сократилась с 4,1 млн га в 2016 году до 1,3 млн га по договорам 2017 года. НСА настаивает на том, что направление господдержки агрострахования должно быть выделено в отдельную защищенную статью, что позволило бы аграриям осуществлять планирование расходов на защиту рисков", - добавил он.
По словам К.Биждова, в 2018 году изменение законодательства об агростраховании будет находиться в центре внимания Госдумы, однако проблемы страхования в АПК не могут быть решены без перехода к стратегическому планированию в вопросах субсидирования.
В 2017 году с инициативой о модификации закона об агростраховании выступили одновременно страховое сообщество в лице НСА, органы законодательной и исполнительной власти. При комитете Госдумы по аграрным вопросам была создана рабочая группа, которая подготовила проект закона, расширяющий возможности агрострахования на условиях господдержки.
По данным думского комитета по аграрным вопросам, основной проблемой сектора АПК в России является нехватка собственных оборотных средств и зависимость от кредитования. Задолженность по полученным кредитам и займам сельхозорганизаций РФ на конец 2017 года составила 1,4 трлн рублей, отмечается в рекомендациях по итогам слушаний.
В 2017 году на субсидирование льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов предприятиям АПК было направлено 9,1 млрд рублей, в федеральном бюджете на 2018 год предусмотрены средства в размере 49,7 млрд рублей. Однако этих ресурсов хватает лишь на краткосрочные кредиты и на обеспечение принятых ранее кредитных обязательств.
КОММЕНТАРИИ