В 2017 году Сергачский сахарный завод произвел 31,5 тысяч тонн сахара при заявленном объеме в 45 тысяч тонн. Объем потребления сахара в регионе с 2002 года — порядка 100 тысяч тонн в год, но предприятие в течение 10 лет не может его догнать. NewsNN рассказывает о заводе, который сейчас подконтролен Дмитрию Аржанову.
В пресс-службе областного минсельхоза NewsNN сообщили, что по итогам 2017 года Сергачский сахарный завод изготовил 31,5 тысяч тонн сахарного песка при переработке 232,2 тысяч тонн сырья. В 2016 году завод произвел 24 тысячи тонн сахара при переработке 166,5 тысяч тонн сахарной свеклы. При этом, с 2016 по 2017 год посевные площади увеличились почти вдвое — до 14,5 тысяч га. На модернизацию предприятия и покупку сельскохозяйственной техники в 2016 году направили 260 миллионов рублей, в 2017 году — 620 миллионов рублей.
В марте 2017 года пресс-служба агрофирмы «Весна» — нынешнего собственника предприятия — сообщила, что в 2017 году завод планирует довести производство сахара до 45 тысяч тонн. По ее данным, завод на конец 2017 года должен был закрыть практически половину потребности Нижегородской области в сахаре.
По итогам поездки на агрофирму в декабре 2017 года, врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин заявил, что «в краткосрочной перспективе» предприятие увеличит выпуск сахара до 100 тысяч тонн в год. Такую же задачу ставил перед заводом экс-губернатор Валерий Шанцев.
Планы на сахарный холдинг сорвались
Открытый в 1967 году Сергачский сахарный завод — единственное подобное предприятие в Нижегородской области. Современная история завода началась в 90-х годах после акционирования. Оно получило название ОАО «Нижегородсахар». До 2004 года 96% акций завода принадлежали нижегородскому промышленно-финансовому холдингу (ПФХ) «ЭкОйл».
В 2002 году «ЭкОйл» возлагал большие надежды на создание сахарного холдинга. Он должен был сосредоточить вокруг себя порядка 100 предприятий АПК, выращивающих сахарную свеклу. Анонсировалось, что проект позволит «Нижегородсахару» до 300 тонн продукции ежегодно.
В беседе с изданием «Ведомости» тогда еще вице-президент «ЭкОйла» Андрей Рындовский рассказал, что холдингу поможет областное правительство. «ЭкОйл» заявил о планах инвестировать в расширение посевов. По состоянию на 2003 год, завод мог перерабатывать 250-300 тысяч тонн сахарной свеклы в год, но получил только 80 тысяч тонн сырья. Поэтому холдинг разработал пятилетнюю программу по развитию свеклосеяния. Она предполагала увеличение сбора свеклы до 200-250 тысяч тонн в год путем расширения посевов к 2006 году.
В 2004 году ПФХ «ЭкОйл» планировал арендовать, либо выкупить порядка 3 тысячи га у хозяйств Сеченовского и Сергачского районов. Однако холдинг решил продать акции завода. По мнению Рындовского, у «ЭкОйла» не было «мощной сельскохозяйственной ветви» — бизнес оказался «непрофильным».
Экспансия крупнейшего агрохолдинга Татарстана
В 2004 году ПФХ «ЭкОйл» продал свои акции татарстанскому агрохолдингу «Золотой Колос». В те годы покупатель из соседнего региона считался самым крупным игроком на татарстанском рынке АПК. Агрохолдинг основали печально известный банкир Роберт Мусин и тогда еще депутат Госдумы РФ Ринат Губайдуллин. В те годы обоих предпринимателей называли в республике олигархами. Сейчас Мусин проходит по ряду дел, инициированных после краха «Татфондбанка». Судьба Губайдуллина после ухода из топ-менеджмента холдинга «Агросила» в 2017 году остается неясной.
Для управления Сергачским сахарным заводом холдинг зарегистрировал ООО «Агрофирма «Золотой Колос». До банкротства у «Золотого колоса» было 23 агрофирмы, два сахарных завода (один из них — в Татарстане), мясокомбинаты, мукомольные предприятия и другие сельхозактивы.
По словам главы Сергачского района Николая Субботина, татарстанский холдинг хотел вложить в модернизацию сахарного завода порядка 2 миллиардов рублей и довести площади посевных земель до 30-40 тысяч га. В интервью журналу «Нижегородский предприниматель» тогда еще директор «Нижегородсахара» Ильгиз Вагизов сообщил, что мощности изношены, оценив реконструкцию заводских блоков в 1,5 миллиарда рублей. В 2008 году он рассказал, что после открытия оборудование на предприятии практически не обновляли.
«Нижегородсахар» и нижегородский минсельхоз готовили подпрограмму «Развитие сахарной отрасли в Нижегородской отрасли на 2008 — 2012 годы». Она предусматривала материальную помощь сотрудникам Сергачского сахарного завода и доведение производства сахара до 85 тысяч тонн в год.
«Эксы» схлестнулись в казанских судах
Для модернизации своих предприятий «Золотому Колосу» понадобилось открыть кредитную линию сроком на 8 лет. Губайдуллин, будучи одним из учредителей холдинга, выбрал в качестве источника средств «АК Барс» банк. Председателем совета директоров банка был его бывший бизнес-партнер Мусин.
Кредит холдинг взял в 2009 году. Спустя год у Губайдуллина произошел конфликт с Мусиным и банкир решил атаковать друга, подав два иска о взыскании средств по кредиту с предприятий «Золотого Колоса» и Губайдуллина в объеме 3,3 миллиардов рублей. «Золотой Колос» обанкротился, его предприятия отошли «АК Барс холдингу».
После того, как очередная татарстанская группа выкупила предприятие, оно получило название АО «Сергачский сахарный завод». «АК Барс холдинг» сделал это не напрямую, а через подконтрольное ООО «Ленд-Инвест».
«АК Барс холдинг» VS областной минсельхоз
В 2015 году «АК Барс холдинг» анонсировал модернизацию и расширение производства на Сергачском сахарном заводе. Общая сумма средств могла составить 3,4 миллиарда рублей. Областной минсельхоз решил поддержать начинание субсидированием ставки по кредиту.
В феврале 2016 года вице-губернатор Нижегородской области Евгений Люлин сообщил, что минсельхоз расширил посевные площади почти на 40% — с 7,5 до 13,2 тысяч га, помог заводу получить кредит, однако татарстанский холдинг не воспользовался деньгами в полном объеме и не вложил их в производство, а также накопил долги.
Сергачский сахарный завод на время законсервировали. 700 рабочих, отправленные в отпуск, обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить завод. Генеральный директор «АК Барс холдинга» Иван Егоров обратился с письмом к Шанцеву, чтобы уведомить о продаже завода. Он сообщил, что «точки безубыточности» не достигли из-за нехватки земель сельхозназначения и недостаточной господдержки.
В мае 2016 года Егоров рассказал изданию «Реальное время» о причинах продажи Сергачского сахарного завода. «[…] Когда партнеры поручили нам заниматься этим заводом, у нас к губернатору Нижегородской области и министру сельского хозяйства было несколько вопросов. Первый: для того, чтобы обеспечить сырьем, нам были необходимы земли. Мы просили 25-30 тысяч [га] земли, чтобы стабильно обеспечить свое производство и завод сырьем. За три-четыре года этот вопрос не решили», — заявил он.
Кто банкротил, тот и купил
С 2015 года на Сергачский сахарный завод активно подавали в суд контрагенты и энергопоставщики. В апреле того же года ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (с июня 2015 года — ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород») подала иск о банкротстве предприятия. Сумма исковых требований составила 2,08 миллионов рублей. Согласно данным из картотеки АС, дальше искового заявления дело не пошло: о дальнейшей судьбе иска в источнике ничего не сказано.
Напомним, с августа 2012 года по февраль 2017 года ПАО «ТНС энерго» (до 2012 года — ООО «Транснефтьсервис Н») возглавлял Дмитрий Аржанов. В 2012 году акционеры тогда еще ОАО «Нижегородская сбытовая компания» решили отдать полномочия исполнительного органа управляющей организации — тогда еще ООО «Транснефтьсервис Н». Таким образом, до 2017 года ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» было под контролем Аржанова.
В сентябре 2015 года тогда еще председатель совета директоров ГК «АФГ Националь» Аржанов и Шанцев подписали соглашение о намерениях холдинга инвестировать в АПК области 7,4 миллиардов рублей.
«Когда встал вопрос о необходимости выполнения программы импортозамещения, мы в первую очередь обратили внимание именно на Нижегородскую область, поскольку это инвестиционно привлекательный регион и здесь многое делается для развития сельского хозяйства. При поддержке правительства области мы будем развивать агропромышленный комплекс», — цитирует Аржанова РБК.
«АФГ Националь» вкладывал средства в развитие своих инициатив не просто так, а на условии поддержки правительства Нижегородской области. Чиновники обязаны были компенсировать инвестору траты на подключение инфраструктуры к энергоресурсам, предоставить налоговые льготы и проложить дороги на объекты.
В мае 2015 года стало известно, что агрофирма «Весна» покупает Сергачский сахарный завод. Инициатором сделки выступил Аржанов. Об этом в своем блоге рассказал Шанцев. Он особо подчеркнул, что новый инвестор предприятия — нижегородский. Тогда еще губернатор региона заявил, что «Весна» планирует модернизировать предприятие и увеличить объемы изготовления сахара в 3 раза.
По данным выписки из ЕГРЮЛ от 29 января 2018 года, ООО «Агрофирма «Весна» владеют ООО «ЭТА» (10% в УК), ООО «Агростройинвест» (10% в УК) и ООО «Лето». ООО «ЭТА» принадлежит финансовому директору ГК «АФК Националь» Анне Федоровой. Совладельцы ООО «Агростройинвест» — Дмитрий Бекасов (75% в УК) и Любовь Пищальникова (25%). ООО «Лето» принадлежит Дмитрию Аржанову (50% в УК), Юлии Аржановой (10% в УК), Юрию Белову (4% в УК), Борису Шабанову (1,5% в УК), Анне Федоровой (1,5% в УК), Борису Щурову (11% в УК), Сергею Афанасьеву (11% в УК) и Софии Афанасьевой (11% в УК).
По данным сайта «АФГ Националь», Юлия Аржанова руководит департаментом по связям с общественностью и СМИ холдинга. Некоторые СМИ называют ее супругой олигарха. Белов — генеральный директор «АФГ Националь», Шабанов — коммерческий директор холдинга, Щуров — первый замгендиректора ПАО ГК «ТНС энерго», Афанасьев — исполнительный директор ПАО ГК «ТНС энерго», София Афанасьева — замгендиректора ООО «ТНС Холдинг».
Земельный банк для «Весны» предполагалось увеличить до 80-100 тысяч га, анонсированный объем инвестиций в реконструкцию завода — 10 миллиардов рублей. По мнению Шанцева, «предыдущий иногородний собственник» не имел желания развивать завод, увеличивать переработку сахарной свеклы.
Тогда еще губернатор после сделки назначил главу совета директоров «Весны» Александра Евфремцева своим советником по сельскому хозяйству. Шанцев неоднократно приезжал на Сергачский сахарный завод после сделки, при татарстанском собственнике он проявлял интереса к уникальному производству.
В январе 2017 года стало известно, что УФАС по Нижегородской области выдало правительству предупреждение и потребовало отменить документ о выделении из бюджета в 2016 году 125 миллионов рублей Сергачскому сахарному заводу. По мнению депутата областного Заксобрания Владимира Буланова, безвозмездные субсидии предназначались «конкретному производителю». Областные антимонопольщики посчитали, что в документе есть признаки ограничения конкуренции.
В апреле 2017 года антимонопольщики признали постановление правительства неконкурентным и предписали отменить его. Средства предназначались на возмещение части затрат на переработку сырья в 2016 году. В УФАС по региону заявили, что местные областные и федеральные программы не включают в себя субсидии на переработку сахарной свеклы.
Согласно данным за два отрезка времени, предыдущие собственники Сергачского сахарного завода также не смогли нарастить выпуск сахарного песка до регионального объема потребления. Так, с 2002 по 2006 год максимальный объем выпуска в Нижегородской области составил 71,7 тысяч тонн (2003 год). С 2014 по 2017 год — 31,5 тысяч тонн (2017 год).
КОММЕНТАРИИ