Министерство экономического развития вслед за ФАС раскритиковало проект стратегии Минздрава по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) населения до 2025 года. Отзыв министерства за подписью статс-секретаря — заместителя министра Олега Фомичева от 17 января 2018 года есть у РБК. В Минздраве подтвердили его получение, сообщает РБК.
Основное замечание министерства к документу — отсутствие финансово-экономических расчетов. Минздрав пишет, что выполнение стратегии не потребует дополнительных трат из бюджета, но расчетов, которые бы доказывали это, не приводит. В Минэкономразвития увидели в стратегии предложения, которые «определенно потребуют дополнительных денег» — например, бесплатные лекарства для новых категорий пациентов (сейчас предусмотрено лекарственное обеспечения для лечения определенных болезней и некоторых льготных категорий граждан). «Расширение обязательств государства по бесплатному обеспечению граждан в настоящее время не представляются возможным, поскольку не обеспечено источниками финансирования», — пришло к выводу Минэкономразвития.
Еще одно замечание — использование терминов, которых нет в российском законодательстве или в законодательстве Евразийского экономического союза. Это «здоровое питание», «продукты для здорового питания», «вредные продукты», «продукты с избыточным содержанием... » «сладкие продукты», «продукты с высоким и низким содержанием энергии», «переработанные мясопродукты», «избыточная калорийность питания» и т.д. Неопределенность этих понятий позволила Минэкономразвития не поддержать идеи Минздрава установить акцизы на сладкие напитки, «продукты с повышенным содержанием соли», а также запретить рекламу «переработанных мясопродуктов», «продуктов с избыточным содержанием добавленного сахара, натрия, жира и насыщенных жирных кислот» и т.д. для детей. Непонятно, какие именно продукты имеет в виду Минздрав, полагают в ведомстве. Из всех этих определений в стратегии объяснение дано только «здоровому питанию», но, поскольку оно объясняется через другие неизвестные термины, то и его нельзя учитывать.
Отдельно Минэкономразвития просит Минздрав обратить внимание на термин «вредные продукты». В действующем законодательстве есть понятие «вредное воздействие на человека пищевой продукции» и продукты, которые попадают под это определение, — не выпускаются на рынок вовсе. Поэтому формулировка «вредные продукты» — некорректна, резюмирует Минэкономразвития.
«Вредные, здоровые, сладкие продукты» — это условности, замечает председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. «Для одного человека продукция вредная, а другому она рекомендуется врачом. Потребителю должно быть предоставлено право самостоятельно решать, что потреблять», — полагает он.
Неделю назад главный внештатный специалист Минздрава по профилактической медицине Сергей Бойцов признал введение понятий «вредных» и «полезных» продуктов «ошибкой, за которую нас до сих пор бьют наши оппоненты».
КОММЕНТАРИИ