Введение «сплошной» маркировки (с ее помощью можно отследить путь продукта от производителя до потребителя) для безалкогольных напитков может навредить производителям. Возможность внедрения этой системы, а также маркировки «светофор» — красный, зеленый и желтый цвета на этикетке должны подсказывать покупателям, насколько товар соответствует принципам здорового питания — в последние месяцы активно рассматривается на государственном уровне. Об этом на пресс-конференции «Индустрия напитков: взаимодействие государства и бизнеса в 2018 году», которая прошла в рамках Международной выставки производства напитков Beviale Moscow-2018, рассказал президент Союза безалкогольных напитков Максим Новиков. По его словам, тот фон, который был создан в конце 2017-го — начале 2018 годов вокруг изменений правил маркировки продукции негативно воспринят всей индустрией, пишет "Агроинвестор".
«Регуляторы не открывают всех подробностей, как они видят процесс сплошной маркировки минеральной воды и безалкогольных напитков, все прикрывается благими намерениями — борьбой с фальсификатом и контрафактом, — говорит Новиков. — Нововведение позволит отслеживать движение товара от производителя к потребителям, но могу сказать, что крупнейшие компании уже обладают такими системами. А для малого бизнеса введение дополнительных схем контроля без снятия с них каких-либо других ограничений является фактически выстрелом в упор». Стоимость оборудования для дополнительной маркировки составляет от 30 тыс. евро, а стоимость кода, который предлагается покупать для каждой бутылки произведенной продукции, — от 30 коп. Это дополнительные затраты, которые индустрия будет вынуждена понести, а потом переложить эту нагрузку на потребителей, опасается Новиков.
Негативное влияние на рынок могут оказать и ограничения, которые предполагает стратегия здорового образа жизни (ЗОЖ), разработанная до 2025 года. Ее проект уже около года пытается продвинуть Минздрав. В частности, ведомство относит к категории «вредных продуктов» сладкие газированные напитки и рекомендует ограничить время показа на российском телевидении их рекламы, а также рассматривает возможность ввести акцизы на них. ФАС недавно отклонила стратегию в таком виде, однако, как отмечает Новиков, подобные «информационные вбросы» ведут фактически к «демонизации» отрасли. Между тем, как показало исследование, проведенное союзом совместно с ВЦИОМ, доля безалкогольных напитков в общей калорийности ежедневного рациона россиянина не превышает 1,5%. При чем объем потребления сладких газированных напитков в России в 8−10 раз ниже, чем в тех странах, где уже действуют акцизы на эту категорию или были попытки их ввести. «Как показывает опыт других государств, введение акцизов на безалкогольные напитки ведет к снижению конкурентоспособности производителей и росту импорта», — обращает внимание Новиков.
По данным Росстата, за январь-ноябрь 2017 года производство безалкогольных напитков составило 602 млн дал, минеральной воды — 539 млн дал (в 2016 году — 610,2 млн дал и 598,5 млн дал соответственно). В отрасли наметились положительные тенденции, считает Максим Новиков. «Если мы хотим, чтобы индустрия вышла из периода стагнации, начала развиваться, то мы должны поддержать наших производителей, не обременяя их различными фискальными и не фискальным мерами, а также помочь им в выстраивании равных конкурентных условий с партнерами по Евразийскому экономическому союзу», — подчеркивает он.
Кроме того, у российских компаний есть возможности более активного выхода на международные рынки. По словам Новикова, на недавнем экспертном совете по вопросам развития экспорта продукции АПК, к развитию вывоза были рекомендованы пять товаров из категории «напитки», и три позиции из них — безалкогольные напитки (минеральная вода, а также экстракты сибирских ягод и различных дикоросов). По оценке ФТС, за 11 месяцев прошлого года Россия экспортировала минеральной газированной воды без добавления сахара на сумму около $22,3 млн, сладкой — на $155,9 млн.
КОММЕНТАРИИ